Сезон 2006 – Право на продление контракта (Часть 1)
Джанкарло Физикелла возлагал большие надежды на 2006 год. В конце концов, сезон он начинал уже в чемпионской конюшне, которая намеревалась удержать свое преимущество и довольно рано вывела на трассу нового «жеребца» – Renault R26. Как отмечал итальянец, машина отличалась отличной управляемостью и надежностью, а ведь именно этот фактор помог французской команде выиграть не только Личный Зачет, но и Кубок Конструкторов.
Таким образом, у Физико появлялся вполне реальный шанс выиграть титул. Ему надо было постараться сделать все, как надо – задействовать природный талант, применить многолетний опыт, стабильно зарабатывать очки. И, самое главное, выдержать тяжелый прессинг в схватке с лучшими гонщиками планеты. Он не мог не понимать, насколько сложна борьба за право быть чемпионом, особенно в собственной конюшне, где уже определился лидер – Алонсо.
«У Фернандо был фантастический сезон в прошлом году, и он отлично поработал», - сказал на февральской презентации Джанкарло. – «Однако все начинают чемпионат с одинаковой отметки. Нам предоставляют равные условия в команде. С моей точки зрения, все начнется с нуля, и я надеюсь, что у нас с напарником будет интересное соперничество».
Дополнительным фактором, играющим в пользу итальянца, стал сенсационный переход испанца к конкурентам в McLaren. Алонсо заранее оповестил всех, что подписал контракт на сезоны 2007-09 и, конечно, это известие расстроило многих из персонала Renault. Им предстояло работать бок о бок с чемпионом мира, зная, что он вскоре покинет конюшню. Если бы Физикелла с первых гонок продемонстрировал впечатляющий победный темп, то он мог рассчитывать на исключительную поддержку.
Вместо этого Джанкарло испытал жесточайшее разочарование в Бахрейне. В квалификации он занял лишь 9-е место (хотя и Алонсо не удалось взять поул) из-за неудачного выбора комплекта шин Michelin. Со старта итальянец так и остался в середине пелотона, не в силах улучшить свою позицию – неожиданно возникли проблемы с электроникой. Физико подбодрили по командному радио, но он продолжал пропускать соперников и, в конце концов, сошел с трассы. Худшего начала чемпионата и придумать было нельзя!
Пилот Renault был в ярости и позволил себе ненормативную лексику в адрес болида R26. Как назло, в этот момент его радиосвязь с инженерами транслировалась в прямом эфире, и мат итальянца услышали миллионы телезрителей! Джанкарло очень сожалел, узнав о своем конфузе и принес официальные извинения болельщикам. Впереди был Гран-При Малайзии и Физи нашел в себе мужество забыть об ужасах Сахира и настроиться на позитивную волну.
В Сепанге он поразил всех. Его быстрый круг в квалификации был великолепен – 1.33.840. Джанкарло наслаждался радостными криками персонала: «Ты на поуле, фантастическая работа!». Несколько дней назад он потерял друга детства Пьетро, который погиб в автокатастрофе и посвятил третью поул-позицию в своей карьере его памяти.
Физикелла хорошо стартовал и немедля начал наращивать отрыв от шедшего вторым Баттона, выигрывая на каждом круге примерно по полсекунды. Итальянец и британец уехали от всего пелотона, кроме Алонсо. Первый пит-стоп пилот Renault совершил на 16-м круге и тогда же из Team Radio донесся взволнованный голос его гоночного инженера Алана Пермейна: «Для тебя наступила критическая фаза гонки! Ты должен создать значительный задел над Фернандо!»
Джанкарло заправили аж на 30 кругов, чтобы он смог пересидеть напарника. Всю дистанцию он сохранял отличный темп и ни разу не отклонился от идеальной тактики. Он сделал все, как надо и никто так и не сумел его достать. Итальянец еще раз доказал, что для того, чтобы победить, ему нужен действительно быстрый болид и капелька удачи. Испанец, впрочем, также отличился блестящим пилотажем на тяжело заправленной машине и помог команде оформить исторический дубль – впервые с 1982 года оба болида Renault первыми пересекли финишную черту!
Теперь, имея в своем активе 10 очков и занимая 4-е место в чемпионате мира, Физикелла стал одним из претендентов на титул. Финальная сессия квалификации в Альберт-парке открылась странным инцидентом между пилотами Renault. Физи первым выехал на трассу и Алонсо явно не понравилось сидеть у него за спиной. Он предпринял несколько попыток атаки, погрозил партнеру кулаком, и довольно агрессивно прошел его, чиркнув колесом траву. Под занавес заездов итальянцу удалось все же опередить испанца на одну десятую – тем самым он нанес своеобразный психологический удар.
Поул взял Баттон, но Джанкарло надеялся расправиться с ним в гонке и одержать вторую победу подряд. Увы, все надежды пошли прахом после того, как на формирующем круге заглох мотор. Ему пришлось пробиваться в очковую зону с последнего ряда и, по иронии судьбы, на его пути встал пилот Honda, также испытывающий проблемы с двигателем. На последнем круге мотор Дженсона не выдержал и обрушил на болид Renault волну пламени и горячего масла. Физико заскользил как на льду, но сохранил концентрацию и опередил Баттона на прямой – 5-е место!
В Сан-Марино Джанкарло получил новую спецификацию двигателя, однако на фоне Алонсо выглядел не столь убедительно. Его провал во второй сессии стал главной сенсацией квалификации. Итальянец всего на 0,09 сотых не дотянулся до результата Монтои, времени на повторную попытку уже не оставалось, и он остался за бортом первой десятки. Гонку Физикелла провел удивительно серо и заработал одно очко за 8-е место. В Имоле обгонять, конечно, трудно, но от него все же ждали большего.
На Гран-При Европы для Джанкарло прозвенел второй тревожный звоночек. В квалификации он ехал слишком медленно, как будто бы притормаживая перед каждым поворотом, чтобы осмыслить свою траекторию. Когда же понадобилось пройти по-настоящему быстрый круг, ему преградил дорогу возвращающийся в боксы Вильнев.
Итальянец был страшно недоволен, когда понял, что не попал в топ-10, и дал волю эмоциям. Едва вернувшись на пит-лейн и пулей вылетев из болида R26, Физи побежал в боксы BMW. Там он отчаянно жестикулировал и сыпал итальянскими ругательствами, обвиняя Жака. Канадец сидел с каменным лицом и не реагировал. Инцидент между пилотами был рассмотрен стюардами. Вильневу навесили штраф в виде смещения вниз на 2 позиции, что, впрочем, не сильно повлияло на перспективы Джанкарло в гонке. На Нюрбургринге он стал лишь 6-м.
Испания подарила ему второй подиум в сезоне, но ситуация в чемпионате уже вышла из под контроля. Алонсо был невероятно стабилен – три победы + три вторых места и четко обозначил свои претензии на второй титул. Физикелле вновь выпадала роль подносчика снарядов для лидера. На трассе Каталунья он проиграл помимо Фернандо еще и Михаэлю Шумахеру, невольно помогая тому приблизиться к лидеру Renault по очкам.
В Монако итальянец пострадал от штрафа за блокирование Дэвида Култхарда и ему аннулировали три лучших круга в квалификации. Джанкарло не отчаялся и отметился в Монте-Карло рядом красивых обгонов. Незабываемым моментом гонки стал его великолепный маневр в конце прямой на выходе из туннеля, когда он смело атаковал и прошел пилота Red Bull.
Заставил он понервничать и Красного Барона, сунув в повороте Mirabo нос своего R26 вперед. Правда, все эти сражения в каком-то смысле оказались бессмысленными, поскольку на финише эти гонщики все равно оказались впереди Физико за счет большего количества топлива в баках. Однако ему все равно аплодировали за красивую езду.
В Великобритании он выступил лучше, но до подиума не дотянулся. Пьедестал оккупировали лидеры трех команд – Renault, Ferrari и McLaren, а по интересному совпадению вслед за ними финишировали «вторые номера» - сам Джанкарло, а также Масса и Монтоя. У итальянца был шанс опередить Райкконена в заключительной фазе гонки, он даже проходил круги на полсекунды быстрее, чем Кими, подогреваемый криками гоночного инженера: «Парень, отомсти за Сузуку!». Жаль, что красивого реванша так и не случилось.
Несмотря на противоречивые результаты Физикеллы, руководство Renault продемонстрировало, что ценит своего пилота, продлив с ним контракт еще на год. Это было щедрым авансом, ведь ходили слухи о том, что места во французской конюшне могут быть в 2007 году заняты двумя финнами – опытным Райкконеном и молодым Ковалайненом. В качестве других кандидатов рассматривались также Хуан-Пабло Монтоя и Марк Веббер. Идею о полной смене состава отверг Бриаторе, желая сохранить преемственность в лице итальянца.
Сезон 2006 – На ступеньку выше (Часть 2)
Наступил экватор чемпионата. Флавио перед Гран-При Канады во всеуслышание заявил, что в Renault командной тактики по-прежнему нет, и фактическая потеря Джанкарло шансов на титул не мешает его открытой борьбе с Алонсо. Трасса в Монреале всегда была одной из самых любимых у Физикеллы, там он действительно мог рассчитывать на убедительное выступление. В квалификации вместе с Фернандо ему предстояло стартовать с первой линии.
Он мечтал выиграть эту гонку и допустил досаднейшую ошибку еще до начала реальной борьбы! Не в силах совладать с эмоциями, итальянец чуть раньше тронулся с места и совершил фальстарт. Штрафной проезд по пит-лейну откинул Джанкарло далеко назад и из его рук упорхнула не только возможная победа, но и почти гарантированный подиум. В очередной раз он не смог реализовать чемпионский потенциал болида R26!
Надо было как-то исправлять уже сформировавшийся имидж вечного «второго номера», постоянно натыкающегося на всевозможные препятствия по пути к подлинному успеху. И его подиум в Индианаполисе на фоне не слишком удачного выступления Алонсо произвел действительно позитивное впечатление. «Я был быстрее напарника на всех участках трека – на прямых и в медленных поворотах», - сказал довольный Физико после финиша.
Во Франции на итальянца опять обрушилась масса проблем, и он не смог помочь Renault в домашней для концерна гонке. Шины Michelin функционировали в тот уик-энд не очень хорошо, да и управляемость R26 была не на высоте. Это вылилось в 7-е место в квалификации и в 6-е в гонке. Если бы не проблемы с тормозами ближе к финишу, Джанкарло мог обойти Райкконена и Шумахера-младшего, но заработанные три очка все же позволили ему сохранить 3-е место в личном зачете.
В Германии проблемы с резиной обострились еще больше – покрышки стали пузыриться еще на первых кругах, и это позволило Дженсону Баттону, который проиграл старт двум пилотам Renault, проскочить мимо Физикеллы и Алонсо. В неконкурентоспособности R26 на немецком автодроме сыграла свою роль и отмена хитрой системы демпферов, ранее помогающей машине стабильней идти по трассе. Пока инженеры в Энстоуне и Вири разбирались с тем, как решить эту проблему, гонщики были вынуждены довольствоваться малым на Нюрбургринге. Ferrari же оформила второй в сезоне командный дубль и опасно приблизилась к французской команде в обоих зачетах чемпионата.
Гран-При Венгрии проходил в условиях мокрой трассы, что превратило сражение за победу в лоторею. Для Джанкарло эта гонка ознаменовалась драматичной борьбой с Михаэлем Шумахером. Итальянец довольно долго следовал вплотную за красным болидом, пока не решился на обгон. Соперники легко соприкоснулись колесами, пилот Renault чуть ударил по тормозам и немец остался впереди. Физико разозлился и решил действовать жестче – на 17-м круге он решительно передвинулся на 5-е место. Шуми ни в какую не хотел уступать и не стал сбавлять скорость, поэтому повредил переднее антикрыло F248 о болид Renault.
Выходило так, что Джанкарло невольно обезопасил лидера гонки Алонсо от главного соперника. Флавио Бриаторе довольно потирал руки, предвкушая победу. Но буквально двумя кругами после итальянец вылетел в гравий, помял заднюю подвеску и закончил гонку. Остается только гадать – не был ли сход Физикеллы следствием борьбы с Михаэлем? Если да, то это был весьма печальный финал этой схватки. Тем более что Фернандо в итоге тоже сошел из-за проблем с гайкой колеса и Renault не получила ни очка в Кубок Конструкторов.
Венгерский кошмар продолжился для Джанкарло в Турции. Вместе с напарником они заняли вторую линию стартового поля и надеялись обставить Массу и Шумахера, которые стартовали с первой. «Мне удался хороший старт, и я приблизился к впереди идущим пилотам», - вспоминал потом итальянец. – «Михаэль занял большую часть трека, а остальные пытались избежать столкновения с ним. Из-за риска аварии я затормозил слишком резко. В результате задние колеса моего болида заблокировались, и меня развернуло. На пит-стопе мне заменили носовой обтекатель, и я стал атаковать и отыгрывать позиции, финишировав 6-м».
Главный инженер Renault Пэт Симондс посчитал маневры Красного Барона на старте некорректными, но протест в FIA подавать было бессмысленно – всем было выгодно, чтобы интрига в чемпионате обострилась до предела. С этим был связан и нелепый, искусственный штраф Алонсо (якобы за блокирование Массы в квалификации) в домашней для Физикеллы гонки в Монце.
Джанкарло в Италии постарался добиться приемлемого результата, уйдя в бой с 9-й позиции с полными баками и задействуя стратегию только одного пит-стопа. Баланс машины был в норме, резина также функционировала отлично, и ему удалось отыграть 5 мест. Тем не менее, пяти очков итальянца не хватило, чтобы отстоять лидерство Renault – у Фернандо взорвался мотор, а Шумахер одержал эпохальную 90-ю победу, заявив на пресс-конференции о своем уходе из Формулы-1.
Этап в Китае должен был стать во многом решающим – французская команда выступила там в прошлом году очень сильно. Победа в дождевой квалификации вселила уверенность в конечном успехе, но в гонке и Физикелла, и Алонсо столкнулись с непредвиденными трудностями. Итальянцу пришлось отражать атаки Райкконена, который в первых поворотах блестяще прошел двух пилотов Honda и стал догонять соперника. В конце концов Кими настиг Джанкарло и тот оказался под огнем непрерывных атак. Финн вновь, как и в Сузуке-2005, взял верх в их схватке, но вскоре сошел из-за неполадок в двигателе.
Шумахер тем временем переместился на 3-ю позицию позади Физикеллы и теперь представлял реальную угрозу победному дублю Renault. И тут случилось непредвиденное – у Фернандо возникли проблемы с новым комплектом покрышек после заезда на пит-стоп. Джанкарло к 28 кругу настиг напарника и ему одновременно приходилось отбиваться от Михаэля и следить за тем, чтобы не врезаться в сильно замедлившегося Алонсо.
Команде было невыгодно, чтобы итальянец вышел в лидеры с точки зрения личного зачета, но именно это и следовало было сделать, чтобы попытаться вырвать победу у Красного Барона. Испанец по идее должен был «поработать вторым номером», немедленно пропустив партнера. Однако во французской конюшне продолжали надеяться, что покрышки Michelin вот-вот придут в норму и Фернандо снова взвинтит темп, поэтому Физи провисел за ним добрых два круга, прежде чем обогнал.
Алонсо попытался перекрыть траекторию Михаэлю, однако Шуми легко разделался с ним. Игра была окончена. Теперь от Джанкарло зависело, сможет ли он удержать первую позицию до самого финиша. Итальянец, впервые после Гран-При Малайзии возглавивший гонку, стремился создать задел над Шумахером, но на каждый его быстрый круг Красный Барон отвечал быстрейшим. Ситуация в итоге разрешилась не в пользу Renault – немец заехал в боксы кругом раньше и, когда Физико вырулил из боксов на еще непрогретой резине, Михаэль проскочил мимо него в первом повороте, заехав колесами на бордюр.
Джанкарло не стал захлопывать калитку перед носом у соперника (хотя теоретически мог вынести Шуми вместе с собой с трассы) и не смог контратаковать. В который раз возможная победа ускользнула из его рук! Итальянцу оставалось ограничить обороты двигателя, чтобы сберечь мотор для гонки в Японии и мирно доехать до финиша. В конце концов, его места на подиуме хватало для того, чтобы вернуть себе 3-е место в личном зачете (63 против 62 у Массы). Два лишних очка у него отобрал Алонсо, финишировав 2-м, но он все равно потерял лидерство – при равном количестве очков Шумахер опережал его за счет большего числа побед. Renault же находилась в зыбком преимуществе перед Ferrari (179 против 178 баллов).
Уик-энд в Японии стал очень тяжелым в психологическом плане для Физикеллы. Второй раз за год он услышал страшное известие о гибели близкого друга. Он был вынужден загнать эту трагедию внутрь себя и выйти на старт очень важной для судьбы всего чемпионата гонки. На первом круге он уступил одну позицию Баттону, но переломил ход событий в свою пользу, обогнав британца еще до первого пит-стопа. За счет правильной стратегии остались позади два пилота Toyota, и Джанкарло взошел на пятый в этом сезоне подиум.
На пьедестале почета он, наконец, дал волю эмоциям и разрыдался. Зрители, не знающие сути дела, подумали, что он так расстроен из-за каких-то внутренних дрязг Renault и сделали далеко идущие выводы о том, что Физикеллу «обижают» в собственной команде. Но на пресс-конференции итальянец рассказал всем о своих личных переживаниях, до глубины души тронув и присутствующих в зале журналистов, и широкую публику.
Наконец наступил судьбоносный Гран-При Бразилии, поставивший точку в изматывающей борьбе за Кубок Конструкторов. После сгоревшего у Михаэля Шумахера мотора в Сузуке, Алонсо нужно было набрать лишь одно очко, чтобы закрепить за собой чемпионское звание, а вот в командном зачете дела обстояли не столь блестяще – победный дубль Ferrari вполне мог переломить ситуацию не в пользу Renault.
Однако на Интерлагосе Джанкарло послужил камнем преткновения для Красного Барона. Немец после неудачной квалификации агрессивно прорывался вперед, а итальянец сдерживал его натиск. Нетерпеливый Шуми пошел на нерасчетливый обгон, который стоил ему поврежденной покрышки и шансов на победу. По одной из версий, лидер Ferrari проколол колесо как раз о задний спойлер R26 и, если это было правдой (камеры не смогли зафиксировать сам момент контакта), то Физико весьма оригинально вывел опаснейшего конкурента из борьбы.
В финале гонки они еще раз сошлись в поединке с Михаэлем. На сей раз он взял верх, плотно прессингуя Джанкарло и вынудив его совершить ошибку в конце длинной прямой. Итальянец вылетел на траву и вернулся в пелотон на 6-й позиции, сохранив ее до клетчатого флага. Фелипе Масса победил на родине и Физико, увы, не досталось даже 3-е место в личном зачете.
Тем не менее, пилот Renault был в целом доволен итогами сезона: «Мы снова стали чемпионами мира. Я счастлив, что нам удалось повторить прошлогодний результат. Причем для меня 4-е место в чемпионате стало большим успехом, так как я набрал на 20% больше очков, чем в сезоне-2005».
Конечно, если судить по сухой статистике, этот год действительно стал самым успешным для Физико. Но, увы, итальянец опять не смог вступить в борьбу за титул, как ожидали от него многие. Болид R26 был удивительно конкурентоспособен, особенно в первой половине сезона, но Джанкарло нечасто приводил его даже на подиум. Физикелла рискует в конце концов лишиться места в топ-команде – слишком высоки ставки…
Сезон 2006 в цифрах и фактах
Итоги сезона: 4-е место в личном зачете
Очки: 72
Победы: 1 (ГП Малайзии)
Поул-позиции: 1 (ГП Малайзии)
Быстрые круги: 0
Подиумы: 5 (ГП Малайзии, ГП Испании, ГП США, ГП Китая, ГП Японии)
Лучшая гонка: Гран-При Малайзии (идеальный уик-энд для Физико, где ему все удалось. Он стартовал с поула и убедительно довел болид до финиша, уступая лидерство только во время пит-стопов)