Века и века назад земля, называемая теперь Одессой, уже была заселена людьми. На западном берегу Куяльницкого лимана располагалась одна из стоянок эпохи палеолита. Одесситы уже до нашей эры хлебосольно принимали и размещали всех, кто, блуждая по степи, выходил наконец к Одесской бухте и, потрясенный, понимал, что должен остаться тут навсегда. В первом тысячелетии до нашей эры пришло племя киммерийцев - осталось. Попозже - в конце VI - начале IV века до н. э. кочевали мимо скифы, решили сделать привал на несколько дней... Затем и их друзья-сарматы. Когда примерно в середине IV века до н. э. к берегу причалили греческие корабли - грекам тоже нашлось место. Они уютно разместились в районе Лузановки и вплоть до II века до н. э. держали там факторию... Такая же фактория была на территории современного Одесского порта.
В XIII веке наступило время Золотой Орды. Морские карты той поры называют Одессу Джинестрой. Конец XIV - начало XV века. Одесса - в составе Великого княжества Литовского. Имя ее теперь - Качибей. А то еще: Коцюбеев, Качукленов, Гаджибей...
С 1475 года Кочубей принадлежит Оттоманской империи, и турки называют его - Ходжибей, Аджибей. В 1764 году здесь строится крепость Ени-Дунья, которая во время второй русско-турецкой войны падет наконец 14 сентября 1789 года под натиском доблестного отряда генерал-майора Иосифа де Рибаса.
Будущая Одесса поражает де Рибаса и его сподвижников своей «добротой» - они решают: здесь должен быть главный город-порт на Черном море. Исподволь, тщательно, страстно составляют Иосиф де Рибас вместе с Францем де Воланом заветный проект. Рескрипт Екатерины II об основании на месте Хаджибея нового портового города подписан 27 мая 1794 года: «Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным многая пользы, повелеваем мы нужным устроить тамо военную гавань купно с пристанью для купеческих судов... Повелеваем открыть свободный вход в Хаджибеевскую гавань купеческим судам как наших подданных, так и чужестранных держав...» 22 августа (2 сентября) 1794 года с благословения Митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила были забиты первые сваи в основание города...
Лагард, рассказывая историю возникновения Одессы, отмечает: “...Торговля, всегда умеющая выбрать себе подходящее место, заметила выгодное положение Одессы”. Город оживил всю юго-западную Россию. Помещики и крестьяне еще усерднее принялись за хлебопашество, видя, как часто из погорелых от солнечного зноя мест требовалась пшеница. Все способствовало увеличению и обогащению Одессы...
Адмирал де Рибас, первый начальник и «собиратель» Одессы, сделавший столь огромный вклад в это оживление и обогащение причерноморских земель, кроме всего прочего оставил городу его самую знаменитую улицу - Дерибасовскую и двухэтажный дом с садом на этой улице, идущей от Соборной площади на Ришельевскую. В 1801 году, когда де Рибас жил уже в Петербурге, в доме его помещалась канцелярия и квартира следующего градоначальника, герцога де Ришелье. Герцог, продолжая начатое де Рибасом, усердно занимался садом, развел там белую акацию и посадил собственноручно целые ряды диких каштанов. Это был первый сад на степной, раскаленной одесском земле. Сегодня сад можно назвать зеленым музеем Одессы. В нем сохранилось немало столетних деревьев. А про могучий канадский тополь с раздвоенным стволом легенда рассказывает, что он посажен А.С. Пушкиным во время очередного субботника, устроенного в канцелярии.
Получив предписание «осмотреть и вникнуть обстоятельно во все части управления в Одессе и стараться приводить их в наилучшее состояние», де Ришелье принялся за дело с поражающей энергией. Вникая постоянно во все детали одесской жизни, герцог был, однако, противником излишней правительственной опеки в торговых делах. «Не будем слишком регулировать, - говорил он. - Ведь мы стоим на почве новой; время само покажет направление нашей деятельности». Такая политика в связи с громадными полномочиями, предоставляющими Ришелье право «докладывать обо всем, что будет превосходить власть его, непосредственно на Его имп. Величества усмотрение», способствовала неимоверно быстрому росту города. В течение 11-летнего управления Ришелье была удовлетворена большая часть пожеланий одесского купечества: обращено было особое внимание на привлечение в Одессу «полезных иностранцев», в особенности ремесленников, открыты первые учебные заведения, и, наконец, приняты меры к благоустройству и украшению города.
Преемник де Ришелье граф Ланжерон (1815-1822 гг.), отчаянный в военном деле, твердый в опасности, геройски сражавшийся на стенах Измаила под командованием Суворова, - в частной жизни был неимоверно горяч, нетерпелив и рассеян. Жить скромным философом и тружеником, как Ришелье, он был не способен вовсе. Одно было общим для этих двух градоправителей - бедность и щедрость. И один, и другой последней копейкой делились и с бедным, и с богатым. Ланжерон ничего не оставил своей жене, кроме небольшого дома и едва устроенного хутора. Однако именно при графе Ланжероне Одессе Высочайшим манифестом от 16 апреля 1817 года дарованы были, наконец, права и свобода торговли, какими обладали другие порто-франко, на 30 лет (проект предоставления порто-франко Одессе был составлен и отослан императору герцогом Ришелье). С привозимых в Одессу товаров отчислялась лишь одна пятая часть тарифных пошлин и часть эта полностью шла на нужды города. При Александре Федоровиче Ланжероне был разбит Ботанический сад, давший начало многим паркам Одессы, вышла первая одесская газета; открылся Ришельевский лицей (1817), второй после Царскосельского в России.
При князе Михаиле Семеновиче Воронцове (1823-1854 гг.) Одесса видела самое аристократическое общество. Граф, а впоследствии князь Воронцов состоял в родстве с высшей аристократией России и Англии; владея огромным состоянием и живя открыто, на широкую ногу, он привлекал в Одессу аристократов и богатых людей со всей России. Княгиня Воронцова, урожденная графиня Браницкая, со своей стороны также приглашала в Одессу богатых польских магнатов. Присутствие в городе богатых дворянских семейств способствовало процветанию торговли в магазинах, ресторанах, росту театральных сборов и т. д. Город благоденствовал от хлебной торговли, благоустраивался. Князь Воронцов превратил Одессу в главный торговый город юга России, добился продления порто-франко еще на 10 лет.
Генерал-губернатор Одессы граф П. Е. Коцебу (1862-1874 гг.) главное внимание уделял благоустройству города. Во время его правления проводились большие работы по мощению проезжей части улиц гранитной брусчаткой, масляные фонари заменялись газовыми, начал действовать первый в городе водопровод, была открыта первая железнодорожная линия Одесса - Парканы, началось строительство Херсонской железной дороги. Были открыты и начали свою работу Новороссийский университет и первая городская казенная женская Мариинская гимназия.
При непосредственном участии Л.Е. Коцебу организовано Одесское общество изящных искусств и открыта Одесская рисовальная школа.
В период городского головы Г.Г. Маразли (1878-1894 гг.) к предшествовавшим благоустройствам города добавились первые, после столичных, городские конно-железные дороги, красивейший городской парк Александровский (им. Шевченко), первая в России бактериологическая станция (проф. И.И. Мечников), первая в России химическая лаборатория для исследования продуктов (проф. химии Вериго), благоустроенные грязелечебницы Андреевского и Хаджибейские. Были открыты несколько десятков училищ и народных школ, Первая Народная бесплатная читальня, Городская Публичная библиотека, Художественный музей. Детская больница д-ра Мочутковского, глазная - В. Санценбахера и т. д. Введено электрическое освещение...
Список славных дел Григория Григорьевича во благо города и его жителей поистине впечатляющ. Но сам городской голова не считал его достаточно полным. И всем последующим градоправителям Одессы Маразли завещал: у каждого из них аналогичные списки должны быть хоть на строчку, но длиннее, чем у предшественника...
Из сборника "Одесса. Паспорт города", Одесса, 1997