Гран при канады 1995
Шестой этап - "Гран-при Канады": "Алези, Алези!" - скандировали 85-тысячные трибуны.
В этот день, 11 июля 1995 года, Жану Алези исполнился 31 год. Пилот проводил на автодроме имени Жиля Вильнёва свой 91-й "Гран-при". "Гран-при", принёсший первую, такую долгожданную победу в карьере!
- Когда на большом экране, установленном в "шпильке", я увидел "Бенеттон" Шумахера в боксах и понял, что у него что-то случилось, подумал: может быть, сегодня я выиграю... Из глаз потекли слёзы. Это длилось целый круг, но потом я сумел взять себя в руки. Это были ужасные десять кругов! Самые длинные десять кругов в моей жизни,- когда победитель 6-го этапа чемпионата произносил эти слова, на его лице не было ожидаемой улыбки, но взгляд потихоньку светлел, глаза приобретали привычную ясную синеву.
- За последние два года я столько раз был близок к победе - и столько раз она по нелепой случайности ускользала от меня, что я почти поверил в то, что никогда не выиграю гонки. Может теперь, когда я это сделал, моя жизнь станет чуточку легче...
Уик-энд, начавшийся по заезженному сценарию, который "Ф-1" отработала ещё в прошлом году, закончился сюрпризом совершенно в стиле американского кино - с традиционным хэппи-эндом.
Но вернёмся к прологу. С вашего позволения, я не стану подробно останав ливаться на квалификационных днях, потому, что события в гонке затмили собой всё. Скажу только, что напуганные прогнозом местной метеослужбы, настойчиво обещавшей дождь, гонщики выложились в пятницу. Надо сказать, что трасса в Мон реале сложна физически, чрезвычайно требовательна к акселератору и коробке пе редач, жестока к мотору, коварна с точки зрения расхода топлива, и безжалосна к резине. Помня всё это, элита "Формулы" в пятницу покрышек не жалела, чуть не на каждую репризу меняя комплект. А ведь GOODYEAR на уик-энд поставляет каждой команде строго дозированную порцию покрышек! Происходившее говорило о том, что гонщики поверили прогнозу (что сделать было нетрудно - небо было затянуто об лаками, и столбик термометра не поднимался выше 20-градусной отметки) и расчи тывали, что в гонке слик не понадобится, а понадобится протектор. Однако суб бота встретила пилотов ясным солнышком, асфальт прогрелся, резина за ночь све жее не стала, и поэтому мало кому удалось существенно поправить свои дела в квалификации. Пятничному времени Шумахера никто всерьёз не угрожал, и он легко получил для "Рено" сотый поул (и девятый для себя), после чего сказал:
- Мы оказались быстрее, чем я предполагал, и уверен, в гонке всё будет о'кей. Единственная забота - не было бы дождя...
С ним, хлюпая носом и жалуясь на головную боль (кондиционер гонял по ком нате теплолюбивого Хилла холодный воздух), согласился и вице-чемпион мира-94 . Это, пожалуй, было единственное, в чём генеральные оппоненты сошлись во мнени ях. Бергер же сделал прогноз, полностью оправдавшийся в гонке:
- Первые пять машин очень близки, а это значит, что в воскресенье может случиться всё, что угодно.
Воскресенье началось с... дождя, естественно. Во время прогревочной тре нировки машины гоняли по трассе воду, и в этих условиях (что, впрочем, стало уже привычным) быстрее всех был Алези. Совсем неплохо "поплавал" и дебютант Жан-Кристоф Буллион на "Заубере", три четверти времени, что были отведены на это упражнение, занимавший пятую строчку протокола. Асы напоминали легендарную буриданову ослицу, потому что неясно было, утихомирятся небеса к гонке или нет , менять настройку машин на "мокрую", или нет?..
Как вы сами понимаете, к старту "Гран-при" дождём на острове Нотр-Дам лишь пахло: неба, правда, было серого цвета, но дорога вполне просохла, что позволило (или вынудило - это как посмотреть) пелотону надеть слик. Пятничный перерасход покрышек (но, конечно, не только он, но и тактика) предопределил единственный для всей элиты заезд на пит-лайн, что дало некоторую передышку, а то, признаться, надоело наблюдать, по меткому выражению одного читателя, чем пионат мира по дозаправке и смене резины. Но это я забежала вперёд, потому, что сначала был старт.
Несмотря на лёгкую толкотню в первой "шпильке", всё обошлось, и гонщики тронулись в путь "согласно ранее купленым билетам": Шумахер, Хилл, Култхард, Бергер, Алези, Херберт. Подобное положение вещей не устроило лишь одного чело века, Мику Хаккинена, который затеял обгон Херберта во второй "шпильке": он залез внутрь поворота Джонни уступать не захотел и "хлопнул калиткой" точно по носу "Макларена"! Две машины замерли, уткнувшись друг в друга, но Херберт не заглох, отчаянно пытаясь стряхнуть застрявший у него в боку "Макларен". Увы, но из этого ничего не вышло.
Вообще надо сказать, что события в гонке развивались какими-то вспышками. Следующая произошла спустя едва ли не сколько секунд после потасовки Херберта и Хаккинена. На недлинном участке прямой Алези жестко атаковал Бергера - две "Феррари" неслись колесо в колесо! Не думаю, что Герхард так вот запросто ус тупил бы Жану, но их дуэль закончилась быстро по одной простой причине: в нес кольких метрах впереди, под носом у обеих "Феррари", развернуло "Уильямс" Култхарда, шедшего 3-м. Тут уж ферраристам было не до семейной драки - едва успели увернуться от шотландца, благо свежа ещё память о монакском Сен-Девоте.
Относительно бесконфликтно гонка шла до 16-го круга, когда Алези подоб рался дистанцию для атаки к уткнувшемуся в круговых (Катаяму и Мартини) Хиллу, и во второй "шпильке" по внутреннему виражу довольно агрессивно англичанина прошёл ("Этот обгон был несколько легче и приятнее, чем в случае с Брандлом", - позже пошутил Жан). Дэмон - благовоспитанный человек - понял, что в данном случае защищаться бессмысленно: "хлопни калиткой" - и в повороте они останутся все втроём (Бергера-наблюдателя отделяли от места дуэли доли секунды). Алези, пройдя Хилла, начал от него отрываться, Мартини же, с трудом смирившийся с не обходимостью пропустить его и Хилла, сполна отыгрался на Бергере: австриец, пройдя-таки упрямого коротышку-итальянца, показал ему внушительный кулак.
На 25-м круге Хилл вторично подвергся нападению со стороны "Феррари" - Бергер атаковал его точно так же, как Алези, с тем же настроением и тем же ре зультатом. Пока они выясняли отношения, Шумахер, мчавшийся в отдалении и не беспокоимый никем, делал запас на приближающийся пит-стоп, дважды подряд уста новил быстрейший круг. Но раньше лидера в боксы зарулили - почти одновременно - Алези, Хилл, и Баррикелло. Это случилось на 34-м круге (Шумахер продержался ещё четыре). На 35-м чуть не довёл до инфаркта Бергер, начавший останавливать ся прямо на трассе. Как он с пустым баком всё-таки дотянул до зоны боксов, уму непостижимо! Вот что значит двенадцать прожорливых цилиндров по сравнению с десятью... Этот казус отбросил Герхарда с 3-го места на 8-е и поставил перед необходимостью, пробиваясь в очковую зону, обгонять Брандла. У англичанина, который вообще-то достаточно мягок и интеллигентен, явная аллергия на"Феррари" , потому, что пропускать Бергера он, похоже, хотел ещё меньше, чем двумя неде лями раньше в Монако Алези. Дуэль начавшаяся дракой за очко, после нелепого схода Хилла ("Я воткнул пятую - и понял, что коробка накрылась!") как раз на прямой старт-финиш плавно перетекла в схватку за два очка, а закончилась столкновением. Виноват в котором был вообще-то Бергер: он полез внутрь виража, не рассчитал, попал на бордюр и с него, как с подкидной доски, в полёте вре зался в бок "Лижье". Аут...
Глупо и нелепо, но - на руку Шумахеру.
- Всё шло как по маслу, - говорил позже чемпион мира, - но неожиданно я , воткнув третью передачу, понял, что никаких других найти не могу: коробку заблокировало!
"Бенеттон" почти остановился, но немец каким-то запредельным усилием зас тавил его двигаться и дотянул до боксов, где ему заменили рулевое колесо и что-то долго проверяли с помощью компьютера. Эта остановка стоила Шумахеру его первого места - на 57-м круге чемпион мира стал не первым, а восьмым. И не сойди Брандл и Бергер, финишировал бы без очков.
А впереди в эти тягучие, мучительные минуты плакал в кокпите Жан Алези. Он пересёк линию финиша, чуть погодя вскинул вверх руку - и в этот момент, когда гонка ещё фактически не закончилась, когда на трассе было ещё несколько несущихся во весь дух машин, с трибун, сметая ограждения, ринулись болельщики. "Феррари" под 27-м номером, проехав ещё несколько сотен метров, парень в крас ном комбинезоне встал в кокпите во весь рост...
- Я остановился совсем не потому, что хотел помахать трибунам, - смущённо улыбаясь, говорил позже Алези. - Просто топливо кончилось...
К подиуму новорожденного победителя подвёз чемпион мира, чей "Бенеттон" Алези оседлал как призового скакуна. Это было красиво.
...Так получилось, что "Марсельеза", которую "Формула-1" не слышала с ию ля 93-го (тогда в Хоккенхайме свою последнюю победу одержал Ален Прост), на автодроме имени Жиля Вильёва звучала дважды: в четверг вечером, во время репе тиции церемонии награждения, на самый высокий флагшток подняли почему-то фран цузский флаг. Как выяснилось позже, его можна было бы и не опускать, но кто ж знал?! Кстати...Знаете, какими были два других, на флагштоках пониже? Бразиль ский - на втором, австрийский - на третьем. Явно в штате автодрома ясновидящий завёлся - ведь в воскресенье вторым приехал Рубенс Баррикелло! Правда, с третьим флагом промашка вышла - надо было ирландский поднимать...