FisKulForum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » FisKulForum » Формула-1 » Михаэль Шумахер


Михаэль Шумахер

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

О Михаэле всего понемногу

У себя дома, в Германии, Михаэль Шумахер пользуется просто бешеной популярностью: просмотрев немецкие спортивные газеты и журналы, можно сделать вывод - в "Формуле-1", кроме Шумахера, других звезд нет. Имена Проста и Сенны попадаются пунктиром - и лишь в тех случаях, когда как-то связаны с именем кумира, Шумахера. Со времени гибели на "Гран-при Италии" Вольфганга фон Трипса, Германии не хватало такой звезды, как Шумахер. В середине восьмидесятых, правда, был Штефан Белофф, юноша, обладавший талантом пилота и необходимым имиджем, внешним очарованием и бесстрашием, то есть теми качествами, что делают просто классного спортсмена звездой. Его называли соперником Сенны, но Белофф ничего не успел - он погиб в гонках спорт прототипов, так и оставшись лишь намеком на несбывшееся. А спустя шесть лет после его гибели у Германии появился Шумахер.

А началось все 3 января 1969 года. Именно тогда в семье Рольфа и Элизабет Шумахер родился мальчик, которого решили назвать Михаэлем. Могли ли они тогда догадываться, что через двадцать с небольшим лет это имя будет на устах всей спортивной Европы, а их сын войдет в тройки самых высокооплачиваемых спортсменов мира. Может и догадывались, так как уже в возрасте четырех лет Михаэль состоял на обучении в карт-клубе в Керпен-Хорреме, являясь самым молодым пилотом клуба. Именно отец подарил ему первый карт и всячески помогал столь ранним спортивным увлечениям сына. В середине восьмидесятых Михаэль продолжал с успехом заниматься картингом. Став чемпионом среди немецких юниоров в 1984, он повторил свой успех в 1985 и тогда же в первых рядах закончил чемпионат мира среди юниоров. В 1986 он был третьим в немецком и европейском чемпионатах среди юниоров, а в 1987 выиграл оба эти чемпионата.

Закончив школу, Михаэль поступил на курсы механиков в местный гараж. По крайней мере у него была бы специальность, если бы не сложилась карьера гонщика. В действительности курсы очень помогли ему лучше понять как работает машина. После первого года курсов Михаэль поменял гараж и стал работать в гараже у Вилли Бергмейстера. В 1988 с помощью спонсорства Юргена Дилка Михаэль сделал первый шаг от картинга к спортивным чемпионатам одноместных машин. Первой ступенью была "Формула-Кониг". Михаэль выиграл девять гонок из десяти, а в одной финишировал вторым и в конце сезона стал бесспорным чемпионом. В это же время он соревновался в немецкой "Формуле-Форд", где он стал шестым, а также в европейской "Формуле-Форд", где занял второе место. Чемпионом же в европейской "Формуле-Форд" в 1988 стал Мика Сало, его будущий соперник по Формуле-1. В 1989 Михаэль перешел в немецкую Формулу-3, где он ездил за команду WTS. Весь сезон Михаэль боролся за титул с двумя другими претендентами: австрийцем Карлом Вендлингером и немцем Хайнцем-Харальдом Френтценом, и закончил сезон на третьем месте.

Э.Джордан и Михаэль

Следующий, 1990-й год оказался напряженным, но удачным: победа в чемпионате Германии по «Формуле-3» (German F3 Championship) и в гонке машин «Формуле-3» в Макау (Macau F3 race). Но следующий, 1991 год стал воистину судьбоносным. Он попробовал себя в гонках спорт прототипов и был замечен администраторами команды "Джордан".

Шумахер и Бриаторе

Как писали газеты: "Михаэль был единственным, кто выиграл от столкновения пилота "Джордана" Бертрана Гашо с лондонским таксистом, закончившегося пощечиной шоферу и тюремным заключением Гашо: "Джордан" нашел замену арестованному пилоту в лице молодого немца. И состоялся дебют, потрясший "Формулу", а главным образом самого Михаэля - в квалификации реактивный немец стал седьмым! Двумя неделями позже он вышел на старт своего второго "Гран-при", в Монце, но с "Джорданом" уже было покончено. Менеджеры "Бенеттона", на которых Шумахер произвел неизгладимое впечатление и которые всегда славились, скажем мягко, бесцеремонностью в заключении сделок, обнаружив юридическую "дыру" в контракте Михаэля с "Джорданом", немедленно выкрали начинающего пилота и явного вундеркинда. Процесс купли-продажи в Монце не занял, похоже, и часа - на квалификационные заезды Шумахер выехал за рулем "Бенеттона". Он пилотировал его так быстро, как умел. А ночью спал как младенец. Казалось, что у немца нет нервов. Проведя в первом сезоне всего шесть гонок он финишировал в трех, все три раза попав в "очковую зону" и заработал 4 очка. На трассе в Интерлагосе, в 1992 году Шумахер впервые дал понять миру "Формулы-1", что пришел сюда не временно, а надолго, и не статистом, а премьером. Он был очень быстр в той гонке, только седьмой в его карьере. Но отнюдь не это привлекло внимание, а поведение Михаэля на пресс-конференции - 23-летний мальчишка позволил себе раскритиковать самого Сенну! И где - в Бразилии, на Интерлагосе, что всего в нескольких милях от Сан-Паулу, города, где Айртон родился и где давно уже возведен в ранг святого. - Я не думаю, что Сенна ехал сегодня, как чемпион, - сказал Шумахер. Пресс-центр затаил дыхание: до сего дня вслух произносить подобное в адрес трехкратного чемпиона мира мог позволить себе разве что Ален Прост, другой трехкратный. А Шумахер подробно пояснил, почему, собственно, он пришел к такому выводу. С его точки зрения, вряд ли достойно чемпиона, видя, что машина соперника явно быстрее, блокировать чужие действия. - Сам не может - и другим не дает, - таков был лейтмотив высказываний молодого да раннего немца.

1992-й. Шумахер и Сенна. В боксах.

Во время тестов в Хоккенхайме перед "Гран-при Германии" он оказался вовлеченным в инцидент с участием Айртона Сенны. Из-за непонимания между ними на трассе Михаэлю пришлось проверить тормозную систему Сенны. Видимо, Айртону это не слишком понравилось, и когда он вернулся в боксы, то схватил Михаэля за горло перед группой журналистов. Механики "Макларена" оттащили Сенну, а Михаэль сказал, что, возможно, Айртон хотел сделать ему массаж шеи! " Это всего второй мой полный сезон в "Формуле-1", я еще только учусь и накапливаю опыт. А потом приду - и выиграю чемпионат мира. Завтра. Или послезавтра. Мне ведь в конце концов только 24 года. У меня еще много времени впереди. Самое замечательное, что на меня еще ни разу не было оказано никакого давления", - говорил немец. - От меня, похоже, ничего не ждут. А когда получается - это вызывает восторг. И получалось ! 1992 год принес Михаэлю первую победу - на трассе в Спа, итоговое 3 место в чемпионате и 53 очка. "Может, кому-то покажется смешным, что в канун гонки я учусь играть в теннис с Флавио Бриатторе и гораздо больше переживаю, проиграв ему, чем проиграв гонку, - говорил Михаэль - Или что всерьез отношусь к затеям организаторов "Гран-при" сыграть в футбол с "кэмеловскими" журналистами и не скрываю, что мне это интересно и приятно. А недавно в Сильверстоуне во время квалификации мои мысли были заняты тем, как получше проехать велогонку, запланированную накануне субботних заездов. И не очень понимаю, почему, например, Прост или Сенна обрывают все разговоры по поводу их увлечений или способов, какими они поддерживают форму. Все, что я делаю, я делаю с удовольствием. Состарится же я всегда успею."

Но следующий, 1993 год стал не столь удачным. Ненадежная машина свела на нет возможность на равных конкурировать с соперниками. Но стала заметна одна тенденция: если Шумахер добирался до финиша, то на подиуме. Три третьих места, пять вторых и победа в Эшториле позволили ему занять итоговое четвертое место, позади Проста, Сенны и Хилла.

Австралия 1994

1994-й. Год трагедий и побед...
1994-й был трудным и трагическим годом. Перед началом сезона все ждали победы Айртона Сенны, но его трагическая гибель, а также смерть Роланда Ратценберга наложила отпечаток на весь сезон. Казалось, что Михаэль оправился от потерь, но тут наступила полоса дисквалификацией. "Бенеттон" обвиняли в использовании запрещенной системы контроля за тягой двигателя и дистанционного старта. Потом Михаэля дисквалифицировали на две гонки за обгон Хилла на прогревочном круге в Сильверстоуне и игнорирование черного флага. Отняли победу в Бельгии, усмотрев, что десятимиллиметровой толщины деревянная пластина под днищем его "Бенеттона" оказалась на 1.6 миллиметра тоньше положенного. Но он был сильнее. 8 побед и первое место в чемпионате. И его болельщики смогли сказать желанную фразу. "Шумахер - чемпион!" Кстати, в этом сезоне он в первый раз стартовал с "поул-позишн", да и где - в Монако.

Имола 1994

1995-й. Второй титул...
1995-й год, как обычно, начался с "творческой работы" ФИА. Победивший на "Гран-при Бразилии" Шумахер и пришедший вторым Култхард были дисквалифицированы из-за использования нестандартного топлива, хотя состав топлива было зарегистрирован перед началом чемпионата. После следующего "Гран-при Аргентины" эту дисквалификацию сняли. Очень запомнилась гонка в Спа, где стартовав с 16 места Михаэль смог победить. Тот сезон, пожалуй стал лучшим для немца. Он смог повторить рекорд Мэнселла, одержав девять побед и досрочно, за две гонки до финиша, стал чемпионом мира.

Австралия 1994

В конце сезона стали поговаривать, что Шумахер покидает "Бенеттон". Это выглядело, по меньшей мере странно. Он уходил из команды, с которой выиграл два чемпионских титула, в команду, которая не знала побед в чемпионате с 1979 года, а в восьмидесятых всего-навсего 15 раз праздновавшая победу в Гран-при. Сам Шумахер выиграл за два чемпионских сезона на две гонки больше. Чем могла привлечь на свою сторону такого гонщика такая команда, кроме мифической, почти, славы? Ответа может быть два. Первый - просто необходимо было поставить перед собой серьезную цель, свежую жизненную мотивацию. Побеждать в той команде, которая, в последние годы, к победам не приучена. Второй ответ - деньги. Много денег. Очень много денег. Контракт был подписан только тогда, когда свои финансы присоединил "Шелл", а концерн "Мальборо" значительно увеличил вложения капитала в "Феррари". Позже стала известна и сумма контракта - 35 миллионов долларов. Овчинка, очевидно, стоила выделки. Боссы "Скудерии" сознательно пошли на риск, спасти команду могло только чудо. И этим чудом они считали Михаэля Шумахера. Впрочем, перед началом нового сезона они не раз говорили, что чемпионства в первый год им не видать, но второй год станет решающим.

1995 год. Монца.

"Михаэль находится в совершенно блестящей ситуации, - говорил в интервью Герхард Бергер, - при любом исходе он ничего не теряет, только выигрывает ! Если он станет побеждать в "Феррари", скажут - Шумахер велик. Если не начнет - то во всем обвинят команду. Скажут, что даже для такого гения, как двукратный чемпион мира они не смогли построить достойную машину. Я весьма удивлен, что "Феррари" пошла на такой риск. В прежние времена команда такого никогда не делала. Стратегия Энцо Феррари была в том, чтобы не брать в команду по-настоящему "дорогих" и знаменитых гонщиков, дабы они не могли затмить того единственного, что было бы дорого Энцо, - славы его "Феррари". Исключение составил лишь Прост, но вы помните, чем все кончилось."

Испания 1996.

Но Шумахер начал побеждать. Правда первую половину чемпионата 1996 года механические проблемы не позволяли болидам "Феррари" финишировать. Но машины неуклонно совершенствовались и было видно, что переход Михаэля в "Скудерию" вел к несомненному прогрессу команды. Самый удручающий случай произошел на Гран-при Франции, когда двигатель взорвался на прогревочном круге, после того как Михаэлю удалось показать лучшее время в квалификации.

Монца 1996.

В конце концов дела пошли лучше: в Спа и Монце Михаэль выиграл обе гонки и тиффози устроили буйный праздник по случаю первой после 1988 года победы "Феррари" на домашней трассе. Третье место в следующей гонке, а затем второе в финальной гонке завершили относительно успешный год – не столь успешный как некоторые хотели, но столь успешный как можно было ожидать в этих условиях. Третье место в чемпионате, вслед за болидами Френка Вильямса, показало, что можно надеяться на победу в чемпионате. Полку поклонников Шумахера прибыло. Многочисленная армия фанатов "Феррари" теперь была на его стороне. И всех объединяла надежда на чемпионское звание в 1997 году.

Последний сезон на сликах.

Чемпион мира Деймон Хилл ушел в "Эрроуз" и выбыл из числа соискателей титула. А в "Феррари" тщательно готовились к началу сезона. 5500 километров тренировочных заездов должны были подготовить конкурентоспособный болид. В соперники Михаэлю все предрекали молодого канадца Жак Вильнев, чемпиона Индикара, пилотировавшего формульный болид лишь второй сезон.

Шумахер и Вильнев

Эта дуэль и привлекала к себе внимание в течении всего чемпионата 1997 года. В интервью после первой гонки, в которой он занял второе место, Шумахер отмечал: "По сравнению с прошлым годом машина стала намного лучше. Теперь мои шансы на третий титул - вовсе не рулетка". На протяжении всего чемпионата как будто и не было остальных пилотов. Все основные события происходили вокруг этих пилотов. Но ни разу, небывалый случай в истории "Формулы-1", два основных претендента на титул не стояли вместе на подиуме. Михаэль показал себя очень стабильным и надежным гонщиком. Он добрался до финиша в 12-ти гонках из 17-ти. А болид "Феррари" оказался невероятно надежен. Всего один сход по техническим причинам за сезон. Казалось, что "солнечный мальчик", как его прозвали поклонники и журналисты, абсолютно не допускает ошибок. Но все решалось в последней гонке 48 чемпионата мира - "Гран-при Европы" в Хересе. На квалификации перед гонкой произошел невероятный случай. Трое пилотов - Вильнев, Шумахер и Френтцен показали одинаковое время. После старта гонки Михаэль ушел вперед, блестяще проведя старт. Жак рванулся за ним. Завидев в зеркалах заднего вида пару Шумахер - Вильнев, пилоты шарахались в стороны. Никто не хотел вмешиваться в борьбу. Но развязка наступала. Жак пытался обогнать Михаэля. И тот допустил страшную ошибку, ударив "Вильямс" колесом в борт. "Я - человек, и хоть не часто, но ошибаюсь. На сей раз это был крупный промах", сказал Шумахер после гонки. Жак стал чемпионом, а Михаэля ожидала комиссия Международной автомобильной федерации. И по результатам разбирательства было решено отобрать у немца все заработанные очки и второе место, по итогам чемпионата. Но оставили в силе результаты на отдельных этапах и не посягнули на второе место "Феррари" в кубке конструкторов. Таким образом второе место в личном зачете чемпионате занял Хайнц-Харальд Френтцен, партнер Вильнева по "Вильямсу". Это был страшный удар по самолюбию болельщиков Михаэля.

1998-й. Все сначала.
Новый сезон начался по новым правилам. ФИА так изменило регламент соревнований, что все прогнозы провалились. В "Феррари" настроились на борьбу с извечным противником - командой "Вильямс" и не угадали. В первой же гонке сезона команда "Макларен" показала, что фавориты изменились, обогнав весь пелетон аж на целый круг. И весь сезон Михаэль был вынужден гонятся за Микой Хаккиненом. Ситуация осложнилась тем, что резина "Goodyear", на которой ездил Шумахер, в начале сезона уступала резине "Bridgestone", на которой гонялись главные конкуренты. И все же, благодаря Михаэлю, сезон получился интересным. Никому из остальных команд не удалось составить конкуренцию "Макам", а вот в "Феррари" создали вполне конкурентоспособный болид. Но стартовый гандикап был слишком велик и, несмотря на очковое равенство перед двумя последними этапами Михаэль довольствовался лишь вторым местом в чемпионате.

Пресс-конференция после квалификации "Гран-при Японии". 1998 год.

Перед последним этапом - "Гран-при Японии" преимущество Хаккинена перед Шумахером - 4 очка. Михаэль выиграл квалификацию и казалось, что вот-вот он рванется к победе. Но исключительно нервный сезон закончился раньше финиша гонки. Михаэль заглох на старте и был поставлен на последнее стартовое место, а потом резина "Goodyear", верой и правдой служившая на протяжении многих лет не выдержала рискованной езды Михаэля и лопнула. А гонку выиграл Хаккинен. Михаэль занял второе место в чемпионате, подарив своим фанатам исключительно красивый сезон.

1999-й. Авария и возвращение.
Перед началом сезона все, без исключения называли двух фаворитов чемпионата - Мику Хаккинена и Михаэля Шумахера, причем их напарников - "условно вторых пилотов команд" в расчет не брали. А зря. К седьмой гонке сезона Михаэль и Мика подошли примерно с равным результатом, но на "Гран-при Великобритании" Михаэль попал в серьезную аварию. Борьба за чемпионат для него закончилась именно тогда.

Эвакуация Михаэля после аварии. Сильверстоун. 1999.

Авария. Как это было:
1. Эдди Ирвайн, 3-й, и Михаэль Шумахер, 4-й, проехав самую скоростную прямую "Хэнгар страйт", подошли к шестому повороту первого круга "Стоуву". Ирвайн, пропуская своего напарника, максимально прижался к наружной части трассы.
2. Шумахер, который не знал, что после аварии на старте на трассе уже был пейс-кар, в азарте борьбы не увидел желтых флагов и, уйдя внутрь поворота, начал на торможении проходить Ирвайна.
3. "Феррари" Шумахера на апексе "Стоува" едва миновала носовой обтекатель машины Ирвайна и вылетела с трассы.
4. "Феррари" Шумахера пролетела гравийную полосу безопасности и врезалась в тройной буфер из отработанных покрышек на скорости примерно 200 км/ч.

Предварительный анализ телеметрии показал, что машина Шумахера начала тормозить при скорости 306 км\час. При скорости 204 км\час передние колеса заблокировались, а к моменту столкновения с барьером из шин гравийная полоса снизила скорость до 107 км\час. Жан Тодт лично сопровождал Михаэля Шумахера в городскую больницу Нортгемптона, где вечером его оперировал ведущий хирург клиники доктор Билл Риббанс. Официальный диагноз - перелом малой берцовой кости и кости голени правой ноги без смещений и осколков. Медики оценивали необходимое для восстановления время в 6 - 8 недель. 13 июля было официально объявлено, что Михаэля заменит Мика Сало. 18 июля Михаэль был выписан из Швейцарской клиники и отправился домой для прохождения курса реабилитации. В специальном заявлении медиков для прессы сказано, что общее состояние их пациента хорошее, лечение идет по плану и они перешли к восстановительным процедурам.

Михаэль Шумахер и Рон Деннис после последней гонки сезона. Сузука. 1999.

Восстановление затянулось почти до конца сезона. Немец смог принять участие только в двух последних гонках - "Гран-при Малайзии" и "Гран-при Японии", финишировав оба раза на втором месте. Причем в Малайзии он вполне мог победить, но из командных интересов пропустил Эдди Ирвайна вперед, сдерживая Мику Хаккинена. После гонки ирландец назвал Михаэля "идеальным вторым пилотом". Впрочем сезон 1999 года закончился для "Феррари" совсем неплохо - второе место в личном зачете и первое - в Кубке Конструкторов. И фанаты и команда, и сам Михаэль уверены, что в 2000-м году фортуна все же улыбнется немцу.

Машина с громким названием "Ferrari F1-2000" была представлена спортивной прессе 7 февраля 2000 года в Маранелло. Церемонию открыл президент компании Лука де Монтедземоло, Жан Тодт пригласил на сцену Михаэля Шумахера, Рубенса Баррикелло и тест-пилота Луку Бадоера, которые и стянули покров с новой машины. Начинался новый сезон и задача у команды была только одна - чемпионский титул. Впрочем, как и у единственного конкурента на этом поприще - "Макларен".

Михаэль Шумахер, не раз обвиняемый "Феррари" в нежелании учить итальянский язык, на этот раз сказал по-итальянски: "Я в "Феррари" уже пятый год и команда уже стала для меня семьей. Я надеюсь, что в этом году смогу заработать чемпионский титул для команды. Все знают, какими тяжелыми были прошедшие сезоны, надеюсь, что в этом году мне повезет больше. Мне нравится новая машина и мне не терпится скорее сесть за руль. Я сделаю все, что смогу, чтобы на машине "Феррари" красовался "номер 1". Наша команда и ее болельщики заслужили это."

Ставшие уже традиционными стартовые проблемы "Макларен" на это раз были использованы "Феррари" и Шумахером на 100 процентов. Австралия, Бразилия, Сан-Марино. Три гонки - три победы. Едва перебравшись в Европу чемпионат имел уже явного лидера, Мике Хаккинену пришлось свыкнуться с ролью догоняющего - он набрал к этому моменту всего 6 очков. Ясно было и то, что "Макларен" просто так чемпионат не отдаст, но у "Феррари" появилось "право на ошибку".

В дождливом Сильверстоуне, перенесенном волею хозяев чемпионата на конец апреля, и в солнечной Испании удача была на стороне пилотов "Макларен" - два подиума подряд, затем Михаэль выиграл гонку на Нюрнбургринге и наступила черная полоса. Поломка подвески в Монако, редкий для "Феррари" отказ мотора в Маньи-Кур и столкновение на старте "Гран-при Австрии": "Я зашел в первый поворот и Рикардо Зонта врезался в "Феррари". Машину развернуло. Наверное Рикардо переоценил свои возможности и недооценил свою скорость, но я уверен, что в его действиях не было злого умысла. Я сам совершал ошибки и надеюсь, что он признает свою ошибку. Надеюсь, что гонка в Германии будет более успешной. Это очень важно для меня и моих болельщиков."

Однако и в родных стенах снова не удалось набрать очков - столкновение с Джанкарло Физикеллой и гонку пришлось досматривать из боксов: "Я разочарован тем, что случилось со мной, но очень рад за Рубенса. Именно его я должен благодарить за то, что пока остаюсь лидером чемпионата. Его победа стала неожиданной для нас - стартовать с 18 места и победить, такое бывает не часто. Жаль, что гонка закончилась для меня сразу после старта, особенно неприятно, что это произошло на моей домашней трассе. Надеюсь, в следующий раз мне больше повезет."

Этапы в Венгрии и Бельгии прошли "голова к голове", но первым к финишу приезжал Хаккинен. Михаэлю оставалось довольствоваться вторым местом: "Я мог поддерживать хороший темп в первой половине гонки, но потом Мика стал слишком быстр. На этой трассе с ним сложно бороться.".

Запас очков, набранный на старте чемпионата растаял и все началось сначала. Финиш обещал быть нервным. Чемпионат приехал в Италию. Монца. Фанаты. Четыре гонки до конца сезона и пять этапов без побед. Нужно было отыгрываться.

Суббота принесла "поул-позишн", но очки зарабатываются в гонке: "Монца не похожа на Венгрию, так что давайте не будем сравнивать. Завтра мы увидим, что будет в действительности. Об этом можно много говорить, но я предпочитаю дождаться завтрашнего дня."

К сожалению главным и невероятно печальным событием "Гран-при Италии" стала гибель маршала - добровольца из пожарной команды Монцы, в результате удара отлетевшим колесом после аварии во втором повороте. Итальянская трасса вписала очередную главу в свою, и без того довольно кровавую историю, однако этот важнейший этап Шумахер-старший выиграл: "В команде работают 500 человек и сегодня была общая победа. У меня нет слов, чтобы описать свои чувства, я счастлив и невероятно устал. Я сожалею о том, что во время гонки погиб человек. По сравнению с этим итоги гонки не имеют особого значения."

Следующим этапом был долгожданный дебют "Формулы-1" в Индианаполисе. Гонку Михаэль выиграл, а его главный конкурент - Мика Хаккинен за 48 кругов до финиша отправился в боксы - у "Макларена" сгорел мотор. За два этапа до финиша преимущество было у немца и отдавать его он не собирался.

Решавшая судьбу чемпионатов в последние годы трасса в Сузуке на этот раз не была последней в календаре, но свою миссию выполнила не нарушая традиций. 8 октября 2000 года, после победы в Японии Михаэль Шумахер стал трехкратным чемпионом мира и первым чемпионом "Феррари" после огромного перерыва: "Трудно описать словами то, что я сейчас чувствую. Примерно то же, что и в Монце, но не думайте, что я вновь буду плакать, но эмоции захлестнули меня, когда я пересек линию финиша. Погода сегодня не слишком радовала, дождь то начинался, то прекращался. Точно также на протяжении всего сезона мы испытывали подъемы и спады и в конце концов смогли победить. Борьба шла до последнего поворота и я хочу сказать спасибо Мике, он сделал все, чтобы победа не досталась мне без борьбы. Больше никаких слов у меня пока нет. Каждый год, когда титул доставался соперникам, оттягивал этот момент все дальше и дальше. Конечно это очень огорчало, потому что мы чувствовали, что есть возможность победить. Наконец это произошло и я не могу себе представить, что сейчас творится в Италии. Это должно быть удивительно."

В начале декабря состоялась церемония награждения призеров чемпионата, а британский еженедельник "Автоспорт" подвел итоги сезона. Лучшей машиной признали "Ferrari F1-2000", а лучшим пилотом - Михаэля Шумахера. Сезон закончился, победа стала достоянием истории.

Михаэль Шумахер: "В "Феррари" никто расслабляться не собирается. Конечно мне приходила в голову мысль о том, что часть команды может потерять былую мотивацию после победы в прошедшем сезоне, но недавно я посетил завод компании и лишний раз убедился в том, что этих людей не надо заставлять работать. Все без исключения сконцентрированы на работе с новой машиной и я не заметил какой-либо перемены в мотивации, если сравнивать ситуацию с таким же периодом прошлого года. Они отлично понимают, что жизнь в автоспорте не ограничивается одной победой, нужно много работать, чтобы подтвердить наш успех в следующем году."

0

2

Феномен Шумахера

Пилот - вcего лишь наконечник cтpелы
Hайджел Мэнcелл

Пожалуй, cложно cейчаc найти в Фоpмуле-1 пилота, по поводу котоpого cpеди болельщиков возникают cтоль же яpоcтные cпоpы. Михаэль Шумахеp делит зpительcкую аудитоpию на два беcкомпpомиccных лагеpя. Он почти никого не оcтавляет pавнодушным: одни его боготвоpят, дpугие – на дух не пеpеноcят. Hет для жуpналиcта cложнее задачи, чем напиcать пpо Михаэля. Объективноcть здеcь не поможет. Вcе pавно большинcтво болельщиков будет недовольно пpочитанным. Одни cкажут, что автоp не оценил талантов единcтвенного выдающегоcя гонщика cовpеменноcти, дpугие - что не pазоблачил нечеcтного чемпиона, поcтоянно наpушающего пpавила fair play.

Hо при всех спорах вpяд ли найдетcя тот, кто будет отpицать cущеcтвование феномена Михаэля. Пилота, чьи качеcтва наcтолько уникальны, что pаботодатели готовы платить ему намного больше, чем дpугим. Доходы Шумми cpавнимы c доходами вcех оcтальных пилотов Фоpмулы-1 вмеcте взятых. Ради него фиpма Philipp Morris (тоpговая маpка Marlboro) cвеpнула вcе cвои pекламные пpоекты в Фоpмуле и выcвободившиеcя cpедcтва напpавила в Ferrari. А Scuderia, получив таким обpазом возможноcть платить двукpатному чемпиону миpа большие деньги, завеpбовала его c пpошлого cезона в cвои pяды. По мнению экcпеpтов, договоp, котоpый заключит cо cвоей командой Михаэль в этом году, пpедуcматpивает ежегодные гоноpаpы в pазмеpе 50 млн доллаpов.

Между тем пpезидент Ferrari Лука ди Монтеземоло и менеджеp Жан Тодт – пpежде вcего бизнеcмены. Они не cтанут выбpаcывать деньги на ветеp, и еcли Шумахеp получает деcятки миллионов доллаpов в год, то он этих денег стоит. Допуcтим, что Михаэль тоньше дpугих умеет наcтpаивать машину и быcтpее дpугих пеpедвигатьcя по тpаccе. Hо не в два же pаза лучше оcтальных он это делает! А ведь cейчаc нет гонщика, получающего хотя бы в два pаза меньше Шумахеpа – финанcовая пpопаcть между ним и пpочими гоpаздо глубже. Стало быть, дело не только в маcтеpcтве... Маcтеpcтво Михаэля небезупpечно. Это еcтеcтвенно – ведь в иcтоpии Фоpмулы вpяд ли был пилот без недоcтатков. У Шумахеpа еcть cвои cильные и cлабые cтоpоны. Hо c каждым годом cлабоcти Шумми cтановятcя вcе незаметнее – два чемпионcких звания не cтали для немца поводом пpекpатить pаботу над cобой. Хотя, казалоcь, начало пути пилота в Фоpмуле-1 очень pаcполагало к тому, чтобы плавно пеpейти к уютному почиванию на лавpах. Пеpвая чаcть его каpьеpы, завеpшившаяcя завоеванием чемпионcкого титула в 1994 г., была отмечена вcеобщим воcхищением. Было ли оно опpавданным – еще вопpоc.

В кокпит болида Jordan Михаэль попал cлучайно. Когда в 1991 г. его менеджеp Вилли Вебеp пpишел к Эдди Джоpдану замолвить cловечко за cвоего пpотеже, пpижимиcтый иpландец попpоcил денег. Пpактика обычная – пилот-дебютант, не показавший cебя на юношеcком уpовне начинающей cупеpзвездой, обязан платить за меcто в команде. Беда была в том, что Джоpдан запpоcил cлишком много...

А cлишком звездного будущего в юношах Михаэль Шумахеp не обещал. Даже геpманcкий чемпионат фоpмулы-3 выигpал лишь cо втоpой попытки, пеpвый pаз пpоигpав cвоим коллегам по юниоpcкой команде Mercedes Хайнцу-Хаpальду Фpентцену и Каpлу Вендлингеpу.

Так что нежелание Джоpдана cажать в cвой болид новичка было вполне понятно. Да и на чье меcто поcадить Шумахеpа? Пеpвым пилотом иpландcкой команды был популяpнейший (хоть так и не выигpавший за cвою каpьеpу ни единого Гpан Пpи) итальянец Андpеа де Чезаpиc. Втоpой пилот – бельгиец Беpтpан Гашо, паpень не без cпоcобноcтей. Hа Гpан Пpи Венгpии 1991 г. Гашо показал лучшее вpемя кpуга.

Hо уже в cледующем Гpан Пpи его заменил Шумахеp. Гашо попал в тюpьму – подpалcя c такcиcтом, да еще и газовый баллончик пpотив него пpименил... Тут-то Эдди Джоpдан и вcпомнил, что еcть возможноcть немного подзаpаботать, pазpешив cтаpтовать cкpомному немецкому юноше, за котоpого так хлопочет пpобивной менеджеp.

Выпавший ему на Гpан Пpи Бельгии шанc Михаэль отpаботал на 200%. Пpямо cо cтаpта, забыв об оcтоpожноcти, не жалея мотоp и машину, он бpоcилcя атаковать пpизнанных мэтpов гоночных тpаcc. Подобный cтиль езды чpеват непpиятноcтями – из гонки немец вcкоpе выбыл. Hо нужный эффект был доcтигнут – заговоpили о его cенcационном дебюте. Разговоpы умело поддеpживал Вилли Вебеp, подбpаcывая менеджеpам команд cведения о доcтоинcтвах cвоего подопечного.

Быcтpее оcтальных cpеагиpовал руководитель команды Benetton Флавио Бpиатоpе. Иpония cудьбы, но в бельгийcкой гонке лучшее вpемя на кpуге показал его пилот Робеpто Моpено. Однако пеpед cледующим этапом Моpено был изгнан, а на его меcто ангажиpован Михаэль Шумахеp.

Эдди Джоpдан, еще недавно не хотевший cажать Шумми в cвою машину, тепеpь не хотел его отпуcкать. И на этой почве кpепко поccоpилcя cо cвоим дpугом Бpиатоpе. Дело дошло до cудебного pазбиpательcтва, где и выяcнилоcь, что Джоpдан не позаботилcя заключить c Михаэлем пpодуманный контpакт. Воcпользовавшиcь лазейками в наcпех cоcтавленном документе, нанятые Бpиатоpе юpиcты этот договоp pаcтоpгли.

Попав в Benetton, Михаэль нашел то, что иcкал – команду, готовую cделать на него cтавку. Сделав cтавку на Михаэля, в cвою очеpедь не пpогадал и Benetton, получив пилота, котоpый cпоcобен c лихвой опpавдать и довеpие, и вложенные в него cpедcтва.

Уникальноcть cитуации cоcтояла в том, что, не будь Михаэль центpальной фигуpой в команде, вpяд ли ему удалоcь бы когда-либо cтать чемпионом. Он не cмог бы, пpебывая на втоpых pолях, набpатьcя опыта и в нужный момент "выcтpелить" (как это cделали Дэмон Хилл и Жак Вильнев).Для пpоявления cвоих cпоcобноcтей Михаэлю обязательно тpебовалоcь, чтобы вcе pаботали именно на него.

Почему? Потому что он обладает уникальной техникой пpохождения повоpотов, не похожей на то, что демонcтpиpуют дpугие гонщики. Геpхаpд Беpгеp в cвое вpемя опpеделил главную оcобенноcть пилотиpования Михаэля, cказав, что тот любит cвеpхчувcтвительное упpавление и хочет, чтобы машина "вела cебя так, как будто у нее вовcе нет задней чаcти". То еcть на малейшее движение pуля откликалаcь мгновенным заныpиванием в повоpот.

Для обозначения такого поведения автомобиля в экcпеpтной пpактике еcть cпециальный теpмин – избыточная повоpачиваемоcть. Это, вообще-то, недоcтаток, c котоpым конcтpуктоpы боpютcя... А для Шумахеpа это не недоcтаток, а доcтоинcтво. Еcтеcтвенно, еcли поcадить Шумми за pуль болида, наcтpоенного (по мнению любого дpугого гонщика) ноpмально, то его повоpачиваемоcть и чувcтвительноcть его pулевого упpавления будут казатьcя немцу недоcтаточными. Беда в том, что эти хаpактеpиcтики cложно в больших пpеделах изменить c помощью наcтpойки шаccи. Hо можно повлиять на них уже на cтадии пpоектиpования!

А это значит, что тpебуетcя автомобиль, cконcтpуиpованный cпециально под Шумахеpа. Benetton обладал хоpошим, по тем вpеменам pеволюционным шаccи, cозданным гениальным конcтpуктоpом Джоном Баpнаpдом. Машина эта имела много аэpодинамичеcких "пpимочек", котоpые впоcледcтвиии cтали пpименятьcя повcемеcтно – к пpимеpу, пpиподнятый на двух кpонштейнах ноcовой обтекатель, делающий поток уходящего под днище воздуха более pовным. Однако машина эта имела один недоcтаток – она не была cоздана cпециально для Шумахеpа. Баpнаpд, между тем, Benetton покинул. Почему он это cделал? Это cтанет яcно неcколько лет cпуcтя, когда Михаэль пеpейдет в Ferrari. Баpнаpд, к тому вpемени главный конcтpуктоp Scuderia, cкажет, что никогда не делал и не cобиpаетcя делать автомобиль под какого-то конкpетного гонщика. Мол, еcли Шумахеp уйдет из комнады, то на этой машине потом никто дpугой ездить не cможет! Так что и Benetton, и Ferrari Баpнаpд оcтавлял по одной и той же пpичине – из-за нежелания pаботать, пpинимая во внимание оcобенноcти cтиля Шумахеpа. Баpнаpда можно понять – cpеди конcтpуктоpов он такой же автоpитет, как Михаэль cpеди гонщиков.

Когда Баpнаpд покинул Benetton, его машину пpинялиcь cовеpшенcтвовать Роpи Биpн и Роcc Бpаун (кcтати, cейчаc они оба pаботают c Михаэлем в Ferrrari). И за неcколько cезонов cоздали автомобиль, котоpый идеально подходит к запpоcам немца. Hо никто дpугой, как пpавильно заметил Баpнаpд, на этой машине ездить не мог. Пpиcтpаcтия Шумахеpа вызваны тем, что он до cих поp cчитает, что маcтеpcтво пилота должно оcновыватьcя на опыте, полученном в каpтинге. И от болида Фоpмулы-1 он тpебует такого же поведения, как от каpта.

Легко заметить, что точка тоpможения Шумахеpа и его коллег в одном и том же повоpоте, как пpавило, не cовпадает. Михаэль тоpмозит позже и агpеccивнее. Еcтеcтвенно, поcле такого тоpможения машина на cамом апекcе повоpота должна pезко деpгать ноcом, повинуяcь команде гонщика. И тpебуемая Михаэлем избыточная повоpачиваемоcть в этот момент кажетcя cовеpшенно подходящей! Подобная техника дает возможноcть экономить доли cекунды, котоpые потом cкладываютcя в веcомое пpеимущеcтво над конкуpентами.

Кcтати, когда Михаэль pаccуждал о cвоем возможном пеpеходе в Индикаp, знатоки лишь поcмеивалиcь. Ведь пpименяемые в заокеанcкой cеpии "чугунные" тоpмозные диcки дейcтвуют cовcем не так жеcтко, как пpименяемые в Фоpмуле-1 (из композитных матеpиалов). Свои пpивычки Михаэлю здеcь пpишлоcь бы ломать и учитьcя тоpмозить загодя.

Да, на cпециально подготовленной машине Михаэль мог ездить быcтpее вcех. Hо в 1994 г. он cтал чемпионом, еще имея два cеpьезных пpобела в cвоих умениях. Он не cлишком хоpошо умел обгонять и плохо ездил в дождь. Отличная тактика команды Benetton позволяла обойти одну из пpоблем: cвоих cопеpников Михаэль обходил на пит-cтопе, удачно выбиpая вpемя для заезда в бокcы.

Обcтоятельcтва cложилиcь в его пользу. Ушли из Фоpмулы Hельcон Пике, Hайджел Мэнcелл, Ален Пpоcт. Погиб Айpтон Сенна. Поcле его cмеpти не оcталоcь ни одного дейcтвующего чемпиона миpа (эпизодичеcкие возвpащения Мэнcелла принимать в pаcчет не cтоит). Да, Шумахеp был не идеальным гонщиком, но он оказалcя cильнейшим из выходивших тогда на тpаccу.

К тому же c тех поp немало воды утекло. Шумахеp ездит в Ferrari. Михаэля уже не упpекнешь в неумении веcти оcтpую боpьбу c cопеpником на тpаccе. Он научилcя обгонять, хотя по-пpежнему cтаpаетcя выигpывать меcта за cчет пpавильно cпланиpованных пит-cтопов. Об умении ездить в дождь и говоpить нечего – именно в ненаcтную погоду Шумми одеpжал cамые яpкие победы в cвоей каpьеpе.

Hу, и "чиcтая" cкоpоcть за ним оcталаcь. Оcталоcь и еще одно доcтоинcтво, котоpое Михаэль пpиобpел за годы cвоей каpьеpы. Ему много платят. Очень много. Это понимает каждый, кто pаботает c ним. Механику cложно pаccлабитьcя и плохо пpикpутить колеcо, когда на пит-cтоп заезжает пилот, получающий за гонку неcколько миллионов доллаpов. Финанcовые запpоcы Михаэля cыгpали мобилизиpующую pоль для Ferrari. Команда, котоpая поcле cмеpти cвоего оcнователя Энцо Феppаpи вcегда отличалаcь некой неcоcpедоточенноcтью, наконец-то cмогла взять cебя в pуки и объединитьcя во имя доcтижения единой цели – вновь cделать cвоего гонщика чемпионом миpа.

Михаэль Шумахеp cделал то, что не удавалоcь ни Пpоcту, ни Беpгеpу, ни Алези, что вpяд ли удалоcь бы кому-то дpугому. Он пpивил итальянcкой команде (хотя коллектив ее, cкоpее, можно назвать интеpнациональным) немецкую аккуpатноcть и ответcтвенноcть.

Пpав был Мэнcелл, называвший гонщика наконечником cтpелы. Еcли лук натянут плохо – cтpела до цели не долетит, каким бы оcтpым не был наконечник. Михаэль заcтавляет лучника напpягать вcе мышцы, лук гнутьcя, а тетиву звенеть.

В этом его пpинципиальное отличие от вcех оcтальных пилотов, выходящих c ним на тpаccу. Этим-то и объяcняетcя уникальное положение Шумми в cовpеменной Фоpмуле. Ему вcего лишь двадцать девять, у него два чемпионcких звания. Уходить из Фоpмулы он не cобиpаетcя.

Евгений Юданов

0

3

Авария

Если бы Михаэль тогда знал, чем обернется для него сезон 1999 года! Наверное, этот год стал самым тяжелым в карьере Михаэля, он же сделал его сильнее, показав, что настоящий талант не спасует ни перед чем.

Mclaren подошел к началу года в роли безоговорочных фаворитов. А первый Гран-При выиграл...Эдди Ирвайн. Надежность против скорости — вот в чем секрет той победы, выведший второго пилота Скудерии из тени. Сразу после гонки Ирвайн сделал серию заявлений, не понравившихся боссам Ferrari. Стало ясно, что лидерство Шумахера в команде неприкосновенно. Да и сам Михаэль, получив дополнительную мотивацию от конкуренции с напарником, не склонен был упускать этот чемпионат. В Бразилии немец финишировал вторым, зато следующие две гонки — в Сан-Марино и Монако — блестяще выиграл. Шумахер вновь лидировал в чемпионате, Ferrari заметно подтянулась к Mclaren. Правда, Хаккинен по-прежнему выглядел сильно, уже в середине сезона вернув себе лидерство. Михаэль был готов бороться, работать на свой успех. Но гонка в Сильверстоуне положила его мечтам конец. Ужасная авария в Стоуве произошла на 30-й секунде гонки. Самое обидное, что к тому моменту из-за столкновения пилотов судьи вывесили красный флаг. Михаэль не знал этого, изо всех сил атакуя своего коллегу Ирвайна. Проблемы с тормозами и высокая скорость сделали Ferrari неуправляемой — Шумахер пронесся по гравию и ткнулся в стену из покрышек. Михаэль был в ярости, ведь он разбил свой болид, к тому же в борьбе с партнером по команде! Он попытался встать из болида, но это ему не удалось. Стало понятно, что эта авария принесла более серьезные последствия. Подоспевшие маршалы с трудом вытащили Михаэля из кокпита и бережно уложили его на носилки. Шумахер нашел в себе силы даже помахать своим поклонникам, показав, что с ним все в относительном порядке. Вскоре пришли ужасные новости — у Михаэля двойной перелом правой ноги. Подобный диагноз ставил под сомнение продолжение карьеры пилота, не говоря уже о том, что в сезоне-99 немец уже не мог продолжать борьбу. Самое тяжелое началось потом — преданные поклонники Михаэля внимательно следили за самочувствием их кумира. Оказалось, что Скудерия вполне может обойтись и без его услуг, Эдди Ирвайн взял на себя роль первого пилота, уверенно сражаясь с Хаккиненом.

Михаэль перенес операцию, потом еще одну. Нога заживала с трудом, но Михаэль решил начать тренировки. А в августе неожиданно появился в Мюджелло. В кокпит Шумахер забрался с трудом, да и ходить ему было тяжело, но тогда ему удалось поставить новый рекод трассы. Стало понятно, что возвращение будет скорым. Сообщалось, что Шумахер примет участие в Гран-При Италии. Однако тесты в Монце стали настоящим кошмаром — Шумахер с трудом одолел несколько кругов, а высокие барьеры Монцы тут же сказались на состоянии его сломанной ноги.

Вскоре Ferrari, да и всему миру, стало понятно — Шумахер незаменим. Да, Ирвайну удалось выиграть гонки в Австрии и Германии. Но затем команда потерялась, что ясно продемонстрировал этап в Нюрбургринге. Гонщики и так не блистали в этой дождевой гонке, вдобавок Сало заехал в боксы вместо Ирвайна. Когда пришел через ирландца, команда замешкалась, потеряв колесо. Такого с Ferrari не случалось давно!

Именно с этого момента боссы Скудерии начали настойчиво уговаривать Шумахера вернуться. Немец не спешил — в этом сезоне бороться за титул он уже не мог, и в случае возвращения его ждала нелегкая роль второго пилота при Ирвайне. Неизвестно, какие аргументы пустил в ход Лука ди Монтеземоло, но в начале октября Шумахер вновь прибыл на тесты. 8 октября 1999 года Скудерия объявила радостную новость — Михаэль возвращается!

Он и правда вернулся, лишний раз доказав, кто лучший пилот современности. На неизвестной трассе в Малайзии Михаэль завоевал поул-позишн, долго лидировал по ходу гонки, но вынужден был отдать победу Эдди Ирвайну. Наверное? главным достижением Михаэля было то, что уже с первых кругов все забыли о его переломе. Он пилотировал так, как делал это в лучшие свои годы, не оставляя соперникам ни малейшего шанса.

Однако и здесь Михаэля поджидал очередной скандал. После гонки оба болида Ferrari были дисквалифицированы за несоответствующие правилам размеры боковых дефлекторов. Последовало долгое разбирательство, в результате которого победу Скудерии вернули.

Перед гонкой в Сузуке Ирвайн опережал Хаккинена на четыре очка. Титул чемпиона был близко, а при поддержке Михаэля Эдди наверняка принес бы это звание Скудерии. О старте той гонки спорят до сих пор. Некоторые считают, что проcто Хаккинен оказался быстрее, другие полагают, что Шумахер намеренно проиграл тогда финну. Гонку и весь чемпионат выиграл Хаккинен, что привело тиффози в ярость. Они наперебой обвиняли Шумахера в эгоизме, считая, что его действия были обдуманными. Даже Кубок конструкторов не принес болельщикам удовольствия.

Тяжелый сезон остался позади, Михаэль доказал, что может ездить так же хорошо, что и до аварии. Если не лучше.
(с)

0

4

Драма в Stowe

Пресс-центр Сильверстоуна гудел как встревоженный улей. Послестартовое волнение еще не улеглось, и шум голосов все еще перекрывал перестук клавиш портативных компьютеров. На висящих над головами журналистов телевизионных экранах высветился небольшой красный флажок: гонка остановлена. И тут пресс-центр ахнул! Красная Ferrari Михаэля Шумахера сорвалась с трассы, прочертила полосу безопасности и врезалась в отбойники… Авария произошла на большой скорости, и по суете маршалов и медицинского персонала вокруг с трудом извлеченного из разбитой машины гонщика стало ясно – на этот раз без травмы не обошлось.

Поворот, столь драматическим образом изменивший ход чемпионата, по иронии судьбы носит имя маленького городка Стоу, лежащего к западу от Сильверстоуна и известного как место проведения самых веселых мероприятий “большого цирка” – ежегодных “Балов Гран При”, устраиваемых в дни британского Гран При в залах местной школы при непременном участии группы Эдди Джордана The Buzzin Hornets. Теперь Стоу будет вызывать в умах поклонников “королевских гонок” отнюдь не самые веселые ассоциации.

Первые новости о состоянии Михаэля пришли довольно скоро. Примерно через полчаса после аварии в пресс-центре объявили, что Шумахер получил серьезные травмы ног и будет отправлен в госпиталь. И на этом все… Журналисты погрузились в обычную работу, но я готов побиться об заклад, что каждый из них с периодичностью максимум в пять минут задавался вопросом: что с Михаэлем?

Признаюсь, я не смог высидеть в пресс-центре даже до конца пресс-конференции. Ожидать новостей о Шумахере из уст еще не отошедших от гонки призеров – бесполезно (“Я слышал, что с Михаэлем все в порядке и надеюсь, что он вернется к следующей гонке”, – заявил откровенно не владевший ситуацией Ирвайн). Я устремился в паддок, к моторхоуму Ferrari, в полной уверенности, что уж здесь-то я точно что-нибудь, да узнаю.

Внешне в лагере Ferrari все было как обычно, но среди сидящих за столиками гостей, без лишнего шума отмечавших второе место Ирвайна, я так и не смог разглядеть никого из руководства Scuderia. Тодт, Браун и Монтеземоло заперлись в автобусе, и никакого желания общаться с прессой не выказывали. Лишь через полчаса удалось получить мало-мальски внятные комментарии от пресс-секретаря Ferrari Тима Уолтерса, высланного командой на растерзание журналистам: “У Михаэля перелом правой ноги и сейчас ему делают операцию в госпитале Нортхемптона… К сожалению, я не доктор и не могу вам сказать, как скоро он поправится… Нет, это не ошибка водителя… Причины аварии? На машине Михаэля отказали задние тормоза – это пока все, что я могу вам сказать, мы еще будем с этим разбираться”.

Давайте и мы разберемся в причинах и следствиях аварии Михаэля Шумахера в повороте Stowe.

Во всем виноваты тормоза

Так плохо, как в Сильверстоуне, Шумахер в этом сезоне еще не стартовал. Михаэль на прямой пропустил McLaren Култхарда, а в первом повороте – и оказавшегося на внешнем апексе Ирвайна. Ирландец после неудачной атаки на Култхарда в Becketts вынужден был немного замедлиться. Шумахер был рядом. В следующем правом повороте и в Chapel на скорости 180–210 км/ч немец дважды пытался перекрестить траектории с Ирвайном, но при выходе на Hangar straight опередить Эдди так и не смог. Михаэль ушел внутрь, в надежде атаковать своего товарища по Ferrari в конце длинной прямой.

В этот момент директор гонки вывесил красный флаг, и Росс Браун едва успел предупредить об этом по радио Шумахера. Но последний его не понял или просто не услышал. Так или иначе, но перед входом в Stowe Шумахер был внутри, правее обычной траектории, Ирвайн же вжался в левую бровку и явно пропускал немца. И хотя после гонки в некоторых газетах мне довелось прочитать, что Эдди назвал маневр немца “идиотским”, лично я такого заявления от ирландца не слышал и его достоверность, мягко говоря, вызывает у меня некоторые сомнения.

Перед началом торможения в Stowe, который проходится на 4-й передаче со скоростью около 180 км/ч, Ferrari Михаэля развила скорость 306 км/ч (данные предоставлены FIA по результатам расшифровки показаний “черного ящика” с машины Шумахера) и в этот момент, как потом заявила команда, на его машине произошла “неожиданная потеря давления в контуре задних тормозов, причиной чего стал вывернувшийся ниппель заднего левого тормоза”. Сам Михаэль в одном из своих интервью обмолвился, что еще на разогревочном круге он почувствовал проблемы с тормозами. Потом, как ему показалось, все наладилось, но… “Ход педали тормоза все увеличивался и увеличивался, – говорит Шумахер. – Перед Stowe задние колеса отказались тормозить, да и передние тормоза заработали только после того, как я вдавил педаль в пол”. Михаэлю удалось затормозить до 204 км/ч, прежде чем произошла полная блокировка передних колес и машина выскочила на полосу безопасности. Удар об отбойник пришелся под прямым углом на скорости 107 км/ч. Достаточно много, если учесть, что Шумахер пропахал приличный участок полосы безопасности. Но на свою беду, он проехал его строго по прямой, к тому же машина перед этим немного подпрыгнула, наскочив на бордюр, и величина замедления автомобиля в гравийной ловушке составила всего 1,1g, на что тем же вечером не преминул обратить внимание Эдди Ирвайн.

Ferrari попала не в тот отбойник

“Мы годами говорим, что гравийные ловушки для большей эффективности должны иметь подъем, но до сих пор этого нет, – возмущался Эдди, – они остаются плоскими. Такая ловушка работает, если вас занесло, но если идти по прямой, как это произошло с Михаэлем, вы просто скользите по поверхности”. И хотя FIA признала, что ловушка в Stowe сработала удовлетворительно, президент Федерации Макс Мосли согласился, что “в случае с Михаэлем, гравий был малоэффективен”. Технический же советник FIA Питер Райт отметил, что уже существует идея использования в некоторых поворотах вместо гравия специального гудронного покрытия.

Еще один негативный фактор, сказавшийся при аварии Шумахера, заключался в том, что барьер из отработанных покрышек не был обернут конвейерной лентой, по которой нос Ferrari мог скользнуть вдоль отбойника и еще немного погасить энергию удара. Нос машины Шумахера попал между рядами покрышек, и кокпит оказался серьезно разрушен. “Это был очень страшный момент, потому что со мной такое произошло впервые. Поначалу я не мог выбраться из машины и был серьезно обеспокоен положением. Но после того, как я посмотрел пару раз видеозапись аварии, мне уже не кажется, что она была столь уж драматичной”, – скажет позже Михаэль. Немец попробовал самостоятельно вылезти из кокпита, но это ему не удалось. Правая нога застряла внутри монокока. Подоспевшие маршалы не решились трогать Шумахера, помня об осложнениях, к которым привели два года назад попытки канадских комиссаров как можно быстрее извлечь из разрушенной машины Оливье Паниса. Только по прибытии на место аварии профессора Сида Уоткинса ногу Шумахера наконец освободили. “Сразу же после аварии он дал мне два указания, – удивлялся силе воли двукратного чемпиона мира председатель медицинской комиссии FIA, – позвонить его жене и сказать, что с ним все в порядке, и передать Жану Тодту, что отказали тормоза и нужно проверить вторую машину”. Пока Михаэля несли к машине “скорой помощи”, он даже нашел в себе силы помахать рукой болельщикам.

Хроника аварии

13:02 Михаэль Шумахер проигрывает старт и уходит в гонку четвертым
13:03 гонка остановлена красными флагами из-за заглохших на старте Вильнева и Занарди, Михаэль Шумахер обгоняет Ирвайна и вылетает с трассы в повороте Stowe
13:05 машины возвращаются на стартовую прямую, старт перенесен на 13:24
13:06 Михаэля Шумахера вынимают из разбитого кокпита его Ferrari
13:14 Шумахера несут к машине “скорой помощи”
13:15 эвакуатор отправляется за машиной Михаэля
13:18 “скорая помощь” увозит Шумахера в медицинский центр автодрома
13:22 старт снова перенесен, на этот раз на 13:40
13:32 в пресс-центре объявляют первые данные о состоянии Шумахера, у Михаэля сломана правая нога
13:33 Шумахера на вертолете увозят в госпиталь Нортхемптона, где ему делают операцию

Нога Шумахера

Когда Шумахера доставили в медицинский центр Сильверстоуна, у немца обнаружили перелом малой и большой берцовых костей правой ноги и сильный ушиб правого колена. Михаэля переправили на вертолете в ближайший крупный госпиталь в Нортхемптон, где ему сделали часовую операцию, временно вставив в ногу 30-сантиметровую металлическую пластину. На следующее утро руководитель Нортхемптонского госпиталя Дэвид Уилсон на пресс-конференции рассказал о состоянии Шумахера: “Михаэль провел спокойную ночь. Он хорошо позавтракал. Шумахер уже двигает ногами, но он пробудет в госпитале до завтрашнего дня”. Дэвид также заверил журналистов, что со временем Михаэль полностью восстановится.

Как и обещал Уилсон, Шумахер пробыл в госпитале всего два дня. Во вторник утром Михаэль, до поры до времени старавшийся избегать встреч с прессой, покинул госпиталь Нортхемптона через боковой вход и на частном самолете отправился в клинику Женевы, где прошел пятидневный курс лечения, и ровно через неделю после аварии в Stowe вернулся к себе домой. Врачи, продолжающие следить за состоянием Михаэля, в один голос восхищаются его желанием поскорее вернуться в строй, но не решаются назвать точную дату этого возвращения. Называются разные сроки восстановления: от 6 до 16 недель. Скорее всего, возвращения Шумахера следует ждать не раньше осени. Если все пойдет очень хорошо, мы можем вновь увидеть его за рулем Ferrari уже в Монце, но, скорее всего, это знаменательное событие (если ему вообще суждено состояться в этом году) произойдет на Нюрбургринге или в Куала-Лумпур. “Я знаю, что выбыл из строя на два-три месяца, – признался Шумахер, – и понимаю, что у меня нет никаких шансов стать чемпионом, но я уверен, что вернусь в Формулу-1 до конца сезона. Я не подавлен, я настроен позитивно и уже сейчас строю планы. Но сегодня моей основной задачей является полное восстановление, сколько бы времени это не заняло. Потом посмотрим, что будет дальше”. Насколько сможет восстановиться Михаэль – действительно очень важно, поскольку он, в отличие от большинства пилотов Ф-1, нажимает на педаль тормоза как раз правой – сломанной – ногой.

“Сделай это, Эдди!”

После аварии Шумахера Эдди Ирвайн, как раз в Сильверстоуне сравнявшийся по очкам с двукратным чемпионом мира, автоматически стал первым пилотом Scuderia Ferrari и едва ли не единственным соперником Хаккинена в борьбе за титул. Правда, как всегда острый на язык Ирвайн на этот раз едва не сел в лужу. На его счастье, отвлеченная аварией Михаэля публика не обратила особого внимания на высказывания ирландца во время пятничной пресс-конференции перед британским Гран При, которые в свете аварии в Stowe сегодня кажутся откровенно вызывающими.

Ведущий поинтересовался: соответствует ли действительности опубликованное газетой Sun заявление Ирвайна о том, что он только и ждет, когда Михаэль Шумахер скажет: “Я ухожу…”? На что Эдди ответил в своем стиле: “Такое вряд ли случится, но это было бы здорово, правда? Конечно, я не говорил этого. У Михаэля лучшая работа, он первый номер в Ferrari, и я хотел бы оказаться на его месте. Но пока Михаэль здесь, у меня нет шансов. Так что лично для меня будет великолепно, если Михаэль решит уйти”. Разумеется, сделав такое заявление в пятницу, Ирвайн даже представить себе не мог, как быстро сбудутся его мечты стать первым номером в команде. “Это не совсем тот путь, которым я хотел стать “номером один” в Ferrari, – опомнился после гонки в Сильверстоуне Эдди, – команде необходимо, чтобы Михаэль вернулся. Я желаю ему скорейшего выздоровления и с нетерпением жду, когда мы снова сможем ездить вместе. Но вы можете не сомневаться, что я отдам всего себя для завоевания чемпионского титула”. Сам же Шумахер, похоже, искренне желает успехов своей команде и Ирвайну. “Вот мое послание Эдди, – сказал экс-чемпион мира, лежа на больничной койке, – просто сделай это”.

Владимир Маккавеев

0

5

Михаэль Шумахер: история суперспортсмена

На Михаэля Шумахера нельзя не обратить внимания: уже в возрасте 4,5 лет он начал раскатываться на картах. Зачастую за свои победы и не имеющие себе равных рекорды его называли Каннибалом, правда не только за это, но и за удары головой, бывшие в действительности или мнимые. Например, как это случилось в 1994 году во время инцидента с Деймоном Хиллом или в 1997 году, когда в анналах того сезона осталось столкновение с Жаком Вильневом, или совсем недавно, когда из-за неприятностей в Монтекарло Шуми отодвинули с поул-позиции на последнее место. Судьи посчитали, что он намеренно заблокировал своим болидом гоночную трассу.

В этом году после трудного и малого на результаты прошлого сезона о Кайзере Шуми снова заговорили: с одной стороны, из-за крайне ожидаемого решения по его ближайшему будущему (тут есть два самых вероятных предположения – либо он останется в конюшне «Феррари», либо уйдет из большого спорта), с другой стороны, из-за вновь обретенной конкурентноспособности и упорства, которые позволили ему вновь включиться в борьбу за самый высокий титул. Кое-кто утверждает, что его упорство вызвано желанием уйти самым титулованным спортсменом в этом виде спорта, но есть и такие, кто утверждает, что Шумахер был рожден для того, чтобы побеждать. В этой статье мы попытаемся раскрыть ДНК самого результативного пилота в истории гонок Формулы 1.

Первые шаги

Михаэль, первый ребенок Рольфа и Элизабеты Шумахеров, родился 3-го января 1969 года в городке, расположенном на юго-западе от Кельна. Через несколько месяцев после его рождения семья переехала на несколько километров дальше в город Керпен. Его первый контакт с чем-то похожим на автомобиль состоялся в возрасте четырех лет, когда его отец, сам каменщик по профессии, построил для него карт на педалях.

Очень скоро Рольф оснастил карт двигателем от сенокосилки (по другим усточникам, от мотороллера), и таким образом у Михаэля состоялось крещение дорогой и первое происшествие, когда он влетел в фонарный столб. Случай, который сам по себе мог стать трагическим, стал для мальчишки судьбоносным: отец решил, что ребенку будет лучше раскатывать на настоящем картодроме, и записал его в картинг-клуб Керпена-Хоррема, где Шуми, хотя и являлся самым молодым членом, быстро выказал свой талант.

Второй раз Михаэлю повезло, когда Герд Ноак, большой любитель гонок, решил финансировать юное дарование и выделил в его распоряжение самый настоящий карт, на котором юный спортсмен выиграет свои первые неофициальные состязания. Первые же официальные старты у него состоялись в 1981 году с люксембургской лицензией, так как

Он был еще слишком молод для получения немецкого патента, выдаваемого лишь по исполнению 14 лет.

В 1982 году Юрген Дильк, местный предприниматель, становится юридическим и финансовым гарантом Михаэля для участия в соревнованиях. Два года спустя он уже становится юниорским чемпионом Германии по картингу. Этот же титул он подтверждает и в 1985 году, когда занимает второе место на юниорском чемпионате мира. В возрасте 17 лет он третий как в немецком, так и в европейском чемпионате по картингу. Снова эти же звания он завоевывает и в 1987 году.

Следующий год стал очень важным в его карьере. Во время гонок в формуле Форда 1600 (здесь он стал шестым, но вторым в Европе) на гоночной трассе Зальцбурга на него обратил внимание Вили Вебер, владелец команды «WTS»Формулы 3 и подписал с ним контракт на два следующих года. Он выигрывает девять гонок из десяти в королевской Формуле и становится чемпионом. В свой первый год выступления в Ф3 он выигрывает две гонки и в итоговой классификации занимает четвертое место. В 1990 году Шуми выигрывает чемпионат Формулы 3 и участвует в мировом чемпионате категории С, где одерживает одну победу и становится пятым.

Появление в Формуле 1

Судьба улыбается Михаэлю Шумахеру в 1991 году, когда Бертран Гашо, официальный пилот команды «Джордан-Форд», был арестован за ссору с лондонским таксистом. Шумахер, уверявший, что знает трассу Спа-Франкоршамп (в действительности он прокатил на ней всего один круг на велосипеде), получает контракт на его замену и 25 августа дебютирует на Гран-при в Бельгии. После блестящей квалификации, закончившейся седьмым местом (лучше, чем у его коллеги по команде Андреа де Чезариса, 11-й), его первая гонка продолжалась всего лищь несколько сотен метров из-за проблем с трением. Но его выступление было достаточным, чтобы привлечь внимание Флавио Бриаторе, который сразу же желает заполучить его к себе в «Бенеттон-Форд» вместо Роберто Морено и рядом с Нельсоном Пике. 8 сентября 1992 года во время своего первого появления на трассе в Монце новый немецкий пилот становится пятым, опередив своего товарища по команде и завоевав два очка. Затем он берет шестые места в Эсториле и Барселоне, принесшие ему еще два очка. Сезон обучения заканчивается неудачными выступлениями в Гран-при Японии и Австралии, где он сходит с дистанции.

Своей первой победы Шумахер добивается 30 августа 1992 года за рулем В192, спроектированной Россом Брауном и Рори Берном на том же самом Гран-при Бельгии, откуда он начал свои выступления за 371 день до этого за рулем болида конюшни «Джордан». Парень из Керпена закончил свой первый полный сезон на самой нижней ступеньке пьедестала почета, взяв 53 очка и выиграв 8 раз поул-позицию. Это его достижение повторилось почти полность и в следующем году, когда он одержал победу в Эсториле с 52 очками и четвертым местом в классификации пилотов. 1994 год становится годом восхождения: квадриумвират Бриаторе-Браун-Берн-Шумахер уже хорошо спаян, а в194 немца выигрывает шесть из первых семи гонок сезона и занимает второе место в Барселоне. Этот же год ознаменовался гибелью Айртона Сены, погибшего 1-го мая в Имоле на третьей гонке сезона на повороте Тамбурелло в ходе инцидента на седьмом круге. В конце этой недели погибает и Роланд Ратценбергер. В гонке за чемпионским званием остаются лишь Михаэль Шумахер и Деймон Хилл.

На Гран-при в Сильверстоуне возникает первая полемика о личности немецкого пилота, который для запугивания соперника из конюшни «Уильямс-Рено» обгоняет его на круге построения. Шумахеру показывают «stop&go», но он не обращает на это внимания и вынуждает комиссаров дисквалифицировать его. Но Шумахер не обращает внимания даже на черный флажок и продолжает свою гонку. По этой причине его снимают на следующие два соревнования (он пропускает Гран-при в Монце и Эсториле из-за апелляции, представленной «Бенеттоном»). После схода с дистанции в домашнем Гран-при в Хоккенхайме и победы в Венгрии он снова попадает в центр циклона: выигрывает в Спа, но его дисквалифицируют.

Таким образом, к заключительному соревнованию года 13 ноября в Аделаиде у него лишь одно очко преимущества над Деймоном Хиллом. Из-за ошибки вождения немец влетает в ограждение, а его болид получает неустраняемое повреждение. Англичан, шедший на ближайшем от него расстоянии, пытается проскочить мимо него с внутренней стороны, но сталкивается с ним. По мнению многих, маневр Шумахера был намеренным, но этого невозможно было доказать. Шуми становится первым немецким чемпионом и самым молодым среди чемпионов мира. 1995 год являлся последним годом выступления за «Бенеттон», а для Шумахера простой прогулкой по сравнению с предыдущим: с девятью победами в своем активе он получает 102 очка (на 10 больше, чем в 1994), опередив на убийственных 33 очка Деймона Хилла. Это достижение принесло «Бенеттону» впервые звание чемпионов в соревновании конструкторов.

Эра Феррари

В начале 90-х годов Джанни Аньелли решает обновить и вновь заставить ценить марку «Феррари», подогнав ее к требованиям времени и новым технологиям, но сохранив ее стиль. Для этого надо привлекать к ней внимание и выигрывать. Для будущих побед он выбирает Луку Кордеро ди Монтецемоло, который 15 ноября 1991 года принимает на себя исполнение обязанностей президента и администратора конюшни. Очень скоро Монтецемоло понимает, что удача его проекта зависит, прежде всего, от гонок, «красная» фирма не выигрывала кубок конструкторов с 1983 года, где конструкторы были представлена французами Рене Аму и Патриком Тамбе, а последним пилотом, выигравшим чемпионский титул для конюшни, был в 1979 году южноафриканец Джоди Шектер.

По правде говоря, сезон 1990 года, когда пять побед одержал Ален Прост, посеял надежды среди поклонников «Феррари». Но их похоронил Айртон Сена, который затем признал, что намеренно сделал инцидент в Судзуки, который выбил из борьбы французского соперника, отправив его на второе место в классификации. А затем наступил спад: три следующих сезона закончились без побед, и этот факт вынудил Проста уже в конце 1991 года оставить команду. Одной из первых акций Монтедземоло было назначение в июле 1993 года Жана Тодта генеральным директором конюшни «Феррари». У француза был очень позитивный опыт работы в команде «Пежо» в различных категориях автогонок, и его привлекала перспектива вписаться и в Ф1.

Следующие два сезона ознаменовались победами Герхарда Бергера (31 июля 1994 года в Хоккенхайме) и Жана Алези (11 июля 1995 года в Монреале). Следующим шагом явилось привлечение в Маранелло Михаэля Шумахера вместе с Россом Брауном в качестве технического директора и Рори Берна в качестве главы конструкторского отдела (последний был взят в конце 1996 года). Из квадриумфирата «Бенеттона» был образован триумфират. В первый год своего выступления за «Феррари» Шуми удалось добиться трех побед (в Барселоне, Спа-Франкоршампе и Монце) и стать третьим в итоговой таблице, а команда «Феррари» отпраздновала свое второе место в борьбе за кубок конструкторов.

Теперь у Шумахера и «Феррари» были в руках все карты, чтобы биться за оба звания, но пилот опять очутился в центре скандала: после побед в Монтекарло, Монреале, Маньи-Куре, Спа-Франкоршампе и Судзуки Шуми пришлось выйти на последнее соревнование в Хересе лишь с одним очком преимущества над Жаком Вильневом. Пилот из Керпена ведет гонку до середины Гран-при, но тут начинаются неприятности. В тот момент, когда канадец пытается его обогнать, Шкмахер резко берет в сторону и сталкивается с ним. Вильневу все же удается закончить дистанцию третьим и выиграть чемпионат, в то время как Шумахер, признав, что сделал самую большую ошибку в своей жизни, дисквалифицирован и теряет свое второе место в итоговых показателях.

В 1998 году, несмотря на шесть побед подряд, немец проигрывает титул в последней гонке сезона финну Мике Хаккинену, пилоту команды «Макларен». Это сражение повторяется и в 1999 года, но 11 июля в аварии на первом круге в Сильверстоуне Михаэль ломает ногу и вынужден пропустить шесть гонок. В конце концов, чемпионом снова становиться Хаккинен, но кубок конструкторов остается за «Феррари». В 2000 году в команде появляется Рубенс Баррикелло, оказавшийся прекрасным напарником: с бразильцем, выступавшим в качестве оруженосца, Михаэль завоевывает пять раз подряд чемпионское звание и столько же раз кубок конструкторов, уже не говоря о водопаде рекордов. Лучшим сезоном был 2004 год: 29 августа, совпавшим с гран-при под номером 700 для «Феррари», он становится чемпионом за 4 гонки до окончания чемпионата, выиграв 13 побед в 17 заездах.

Все эти цифры не давали повода для разразившейся катастрофы: в 2005 году «Феррари» удалось лишь однажды взять первое место, да и то в весьма сомнительной гонке в Индианаполисе, в которой участвовало лишь шесть команд. В этом сезоне после начальных неудач зафиксированы победы в Имоле, Индианаполисе, Манье-Куре и Хоккенхайме, а Шумахер снова на коне. По мнению многих, есди он выиграет, то уйдет на заслуженный отдых.

0

6

11.01.08 Ferrari определилась с ролью Шуми

По словам Михаэля Шумахера, ему и Ferrari удалось определиться с ролью, которую он будет играть в итальянской команде после ухода и гонок. Семикратный чемпион мира отныне будет работать в Gestione Sportiva – спортивном подразделении компании – и отвечать за доводку гоночных машин знаменитой марки. С момента ухода из спорта немец несколько раз тестировал формульные машины команды, и согласен снова сделать это, чтобы помочь ей в работе над новой F2008.

«Потребовалось некоторое время на то, чтобы решить все дела, но теперь моя роль в Ferrari четко определена. Осталось только решить, когда мое присутствие в команде будет наиболее полезным для нее, - приводит слова Михаэля La Gazzetta dello Sport. – Я буду работать над доводкой машин в рамках Gestione Sportiva. Пока мы не определились с тем, когда я сяду за руль. Все будет зависеть от ситуации, если я буду нужен команде, я готов помочь ей. Но не слишком часто. F2008? Выглядит многообещающе, но это не окончательный вариант машины. Чтобы составить свое мнение о ней, нам нужно посмотреть, что сделали конкуренты».

0


Вы здесь » FisKulForum » Формула-1 » Михаэль Шумахер